Экономика

Хлебные зрелища

На прошлой неделе редакции стало известно, что МВД РФ решилось на передачу права проведения техосмотра автомобилей коммерческим организациям. Официальных документов по этому поводу пока нет, но предприниматели уверяют, что интерес к этому рынку, который оценивается сегодня в крае как минимум в 150-200 млн. рублей в год, зависит от того, в какой форме произойдет эта передача. Тем не менее, о возможности создания собственных станций технического осмотра (СТО) страховщики уже подумывают.

По большому счету в Алтайском крае решение о передаче права на инструментальный контроль автотранспорта в частные руки произошло еще в 1999 году. Проводить инструментальный контроль (т.е. проверять техническое состояние автомобиля) на конкурсной основе в Барнауле сегодня имеют право семь организаций (в основном это автоколонны и автобазы), но окончательное решение о допуске транспорта к эксплуатации все равно принимает автоинспекция. Соответственно, делятся и доходы. Выручка от проведения инструментального контроля (в среднем от 300 до 700 рублей) достается частникам, а в автоинспекции владельцы машин оплачивают только талон, который на сегодняшний день стоит 52 рубля.

Впрочем, такой порядок едва ли не полулегален. Как утверждают некоторые юристы, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях он прямо запрещен. По законодательству автомобили, которым не больше пяти лет, проходят техосмотр раз в два года, старше пяти - каждый год, а транспорт, занимающийся пассажироперевозками, проверяется каждые шесть месяцев.

Борьба за передачу прав на техосмотр в частные руки на федеральном уровне ведется уже несколько лет. Инициаторы подобных нововведений обычно указывают, что сотрудники ГИБДД сами выдают документ и сами же проверяют его наличие. Это, по их словам, противоречит ряду статей Гражданского кодекса. Кроме того, от открытия рынка техосмотра многие ожидают повышения качества сервиса на СТО. Директор службы "Сибирское такси" Александр Мастинин говорит, что после открытия рынка "автовладельцам станет, безусловно, лучше, появится возможность выбора и отпадет необходимость выстаивать бешеные очереди, которые наблюдаются сегодня". Данный рынок должен быть открытым, уверен предприниматель, но необходим и контроль за тем, чтобы он не превратился в конвейер по формальной выписке документов.

В ближайшее время передача прав на проведение техосмотра все же может состояться. Впервые о принципиальном согласии с новым порядком заявили милицейские чиновники. Заместитель министра МВД РФ Сергей Щадрин сообщил журналистам, что его ведомство разрешит новый порядок. "Не важно, кто именно проводит проверку. Главное, чтобы этот осмотр был проведен эффективно", - заявил чиновник. Но официальных документов на этот счет пока нет. И очевидно, что открытие рынка может пойти двумя путями. Первый - легализация существующего сегодня в крае порядка, второй - полное открытие рынка и принципиальное отстранение ГИБДД от техосмотра.

В ГИБДД ГУВД Алтайского края знакомы со сложившейся ситуацией. Представитель пресс-службы инспекции Ольга Измайлова сообщила, что "все пока в стадии разработки, но говорили, что у ГИБДД полностью заберут права на техосмотр". "Вообще, конечно, есть мнение нашего начальника, что если техосмотр передадут коммерческим организациям, то порядка станет меньше. Сейчас наши сотрудники проверяют автомобили и отдельные его блоки, не ворованные ли они. Коммерсанты это делать не смогут", - сообщила госопожа Измайлова. Не демонстрируют оптимизма и представители профильных компаний. "Все зависит от того, какое решение в итоге будет принято. Вряд ли на нашем рынке что-то изменится. Пока более инвестиционно привлекательным этот рынок не стал. Сегодня имеет смысл заниматься техосмотром на базе имеющихся СТО, а открывать новые нецелесообразно. Есть и более эффективные способы вложения денег", - считает заместитель директора автосалона "АНТ" Дмитрий Липпа.

Однако инвестиции на рынок могут прийти с неожиданной стороны. Определенный интерес к СТО проявляют страховые компании. "Тема интересная, поскольку техосмотр напрямую влияет на аварийность", - говорит вице-президент страховой компании "Росэнерго" Евгений Менг. По его словам, если государство полностью откроет рынок техосмотра, то страховщики им обязательно заинтересуются. "Мы готовы этим заниматься. Подобные планы у нас были, мы даже рассматривали некую площадку, но пока решили отказаться от реализации идеи по созданию СТО. Если рынок откроется то, по видимому, мы вернемся к этому вопросу", - сказал он.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость