Экономика

Интервью с Владимиром Рыжковым

Депутат Государственной Думы по Барнаульскому федеральному округу Владимир Рыжков не уверен в том, что правительство Михаила Касьянова имеет в настоящее время ясную стратегию развития малого и среднего бизнеса. Об этом он заявил в беседе с нашим корреспондентом, которая проходила в редакции. Вместе с тем Владимир Александрович отметил, что сгущать краски не стоит. Отношение федеральной власти к предпринимательству меняется в лучшую сторону.

- Владимир Александрович, нам хотелось бы узнать ваше мнение об основных документах, касающихся малого и среднего бизнеса, которые были приняты Госдумой в последнее время. Например, о двух новых главах, внесенных в Налоговый кодекс и предполагающих введение с 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения.

- Сейчас в Государственной Думе сформировалось пропрезидентское и проправительственное большинство. Это так называемая "большая четверка", в которую входят четыре депутатские фракции - "Единство", "Отечество - Вся Россия", "Регионы России" и "Народный депутат". По всем пунктам они элементарно поддерживают законодательные инициативы правительства. Поэтому другие фракции не имеют возможности повлиять на итоги голосования.

Новые главы Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" были приняты фактически в том виде, в котором они выгодны Министерству финансов. Много поправок вносил руководитель Российской торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. Я подавал поправки, подготовленные и переданные мне Алтайским союзом предпринимателей. Активно выступала так называемая "партия бизнеса", которую возглавляет депутат Госдумы Иван Грачев. Но практически все наши предложения были отклонены. Мы очень жестко боролись за принятие более либеральной системы налогообложения для малого и среднего бизнеса, но проиграли во время голосования.

- Кабинет министров часто критикуют за не совсем четкую стратегию развития предпринимательства. Много говорится о необходимости создания отдельного профильного министерства. Такая критика справедлива?

- Мне кажется, что осмысленной стратегии развития малого и среднего бизнеса правительство действительно пока не имеет. Но создание еще одного министерства проблемы не решит. Если вы помните, такое министерство было раньше и возглавляла его Ирина Хакамада. Но что толку? Нынешнее положение малого бизнеса лучше ведь не стало.

Я думаю, что второй раз идти по пути создания министерства не нужно. Сейчас наблюдаются определенные перемены к лучшему. На федеральном и региональном уровнях есть понимание того, что поддержка только крупной промышленности всегда связана с определенным риском. К примеру, есть в городе один завод. И вот это градообразующее предприятие из-за кризиса останавливается, что наносит серьезный экономический удар по городу и всему региону. Поэтому многие губернаторы и мэры прекрасно понимают сегодня, что необходимо иметь какие-то дополнительные гарантии экономической стабильности. И малый бизнес может выступить в качестве такого гаранта.

Накануне обсуждения двух глав Налогового кодекса в Госдуме я направлял текст законопроекта в Алтайский союз предпринимателей и получил резюме, что этот вариант гораздо лучше действующей системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Поэтому я голосовал за закон, хотя прекрасно знал все его недостатки. Когда новая система вступит в силу, предприниматели, я думаю, почувствуют, что она является шагом вперед.

- Что будет с единым социальным налогом? Часто говорят о том, что правительство может в ближайшее время отменить его задним числом...

- Нет, сделать это невозможно. С этим налогом все-таки связана вся социальная политика государства. Сейчас дискуссия ведется вокруг возможного снижения ставки единого социального налога на 3-4%. Но о перспективах принятия такого решения говорить рано. На осенней сессии Госдумы этого года данный вопрос рассматриваться не будет. Конечно, в действующей редакции ЕСН только вреден малому бизнесу. Из-за него многие предприятия держат доходы своих работников в "тени".

- А новый вариант федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", на который президент наложил вето? Неужели вы считаете, что он благоприятствует оздоровлению отечественной экономики? Нам кажется, что он создает лишь множество дополнительных возможностей для передела собственности.

- Отчасти эта критика справедлива. Но дело в том, что сам по себе закон не решает всех проблем. Дело не в законе, а в практике, которая складывается в нашем государстве. Конечно, можно принять идеальный закон с юридической точки зрения. Но до тех пор, пока у нас будут коррумпированные арбитражные суды, они будут трактовать его по-своему.

С другой стороны, я не согласен с теми, кто говорит, что новый вариант федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" очень плохой. Новая редакция мне казалась, наоборот, более прогрессивной. Закон, отклоненный президентом, создавал препятствия криминальным схемам, которые как раз и направлены на передел собственности. Например, таким схемам, которые блокировали работу предприятия, как это было в недавнем случае с "Барнаултрансмашем".

- Какие законопроекты будут обсуждаться депутатами на осенней сессии Госдумы?

- Надо сказать, что сессия, которая начнется 15 сентября, предстоит очень важной. Главный вопрос - рассмотрение проекта федерального бюджета на будущий год. Этот вопрос касается практически каждого из нас, поскольку при рассмотрении федерального бюджета рассматриваются нормативы налоговых отчислений в региональные и местные бюджеты.

Вторая главная тема - реформа естественных монополий. В первую очередь, мы будем анализировать целый пакет законопроектов, которые являются основой для предстоящей реформы РАО "ЕЭС России". Вы прекрасно знаете, что этот вопрос был перенесен с весенней сессии на осень в силу того, что сегодня идут огромные споры вокруг реформы всей отрасли. Одновременно мы будем рассматривать реформу Министерства путей сообщения и, возможно, РАО "Газпром".

Максим УГЛОВОЙ

Справка:

Депутаты Алтайского краевого совета народных депутатов соберутся на свою первую после летних каникул сессию 29 августа. В повестку дня на рассмотрение внесены 25 документов. Прежде всего депутаты заслушают информацию Владимира Притупова, председателя комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, которая будет касаться исполнения краевого бюджета в первом полугодии 2002 года.

Среди рассматриваемых законопроектов можно выделить следующие. Во втором (окончательном) чтении будет приниматься Закон "О погребении и похоронном деле в Алтайском крае". В первом чтении будут рассматриваться девять законопроектов, наиболее значимыми из которых являются два. Первый - проект Закона Алтайского края "О внесении изменения и дополнений в Закон Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетной политике и финансовом контроле в Алтайском крае". Второй - проект Закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Алтайского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость