Экономика

Как подогнать по размеру

В конце июля в Барнауле на семинаре "Проблемы качества обувных товаров" городские реализаторы обуви высказали идею создания собственной ассоциации. Признавая важность подобного альянса для своей дальнейшей деятельности, предприниматели, тем не менее, сегодня не спешат с решением технических вопросов, возникших при создании ассоциации. Хотя проблем, которые могла помочь решить эта структура, у них накопилось достаточно.

Инициатива одной компании

Виталий Скворцов, заместитель директора по маркетингу сети обувных салонов "ТипТоп", рассказал "ВД", что компания уже пыталась весной нынешнего года выступить инициатором создания ассоциации обувщиков. "Самым главным направлением в ее работе должна была стать защита предпринимателей от потребительского экстремизма," - говорит он. Эта тенденция выражается в том, что группа покупателей, приобретая одну пару обуви или вещь, по истечении нескольких месяцев сознательно наносит товару повреждения и начинает предъявлять претензии продавцу по качеству. При этом покупатель требует вернуть деньги или обменять вещь на новую. По словам Виталия Скворцова, в большинстве случаев "экстремисту" удается добиться своего, так как Федеральный закон "О защите прав потребителей" стоит на стороне покупателей. И работа ассоциации должна была быть направлена в том числе и на внесение поправок в статьи этого закона, чтобы бизнесмены имели защиту и могли отстаивать свои права в возникающих конфликтных ситуациях.

На федеральном уровне в этом вопросе инициативу может проявлять только организация, так как голос одного отдельно взятого предпринимателя не может быть услышан. "Гильдию или ассоциацию, если она поднимет эту проблему, воспримут серьезно," - считает Виталий Скворцов.

Еще одной задачей объединения реализаторов обуви "ТипТоп" видел в защите алтайского рынка от потока недоброкачественной китайской обуви, которая продается по низким ценам на местных вещевых рынках. И хотя барнаульские компании-реализаторы сильных конкурентов в базарах не видят, появление низкокачественной обуви наносит серьезный урон их работе, а следовательно - влияет и на размер доходов. И изменить эту ситуацию можно, по мнению экспертов, только совместно организованной работой.

Но предложение отдельной компании объединиться так и осталось в итоге всего лишь инициативой. Причина - большой объем работы и финансовые затраты. "Мы просчитали, что наши интересы в этом отношении гораздо ниже, чем предстоящие затраты," - говорит Виталий Скворцов.

Начало долгого пути

В конце июля предложение создать ассоциацию прозвучало на семинаре по качеству обувных товаров в Алтайской торгово-промышленной палате. Обувщики смотрят на эту инициативу положительно. Евгений Красильников, маркетолог сети магазинов "Бегемот", отмечает, что объединение могло бы помочь реализаторам обуви решить общие проблемы, связанные с качеством поставляемой в край обуви.

Но обувщики, тем не менее, и теперь не спешат воплотить эту идею в жизнь. Очевидно, из-за огромного объема предстоящей организационной работы и отсутствия хотя бы формального лидера, который мог бы взять решение всех технических вопросов на себя. Предствительница одной из компаний-продавцов обуви, пожелавшая остаться неизвестной, сказала, что оценивать важность ассоциации и ее роль в работе фирм можно только тогда, когда будут четко определены задачи, функции и полномочия объединения. А также условия участия в ней обувных предприятий. До этого момента, по ее словам, говорить о какой-то оценке и прогнозировать степень влияния ассоциации на рынок невозможно.

Нестабильный рынок

Возможно, что проблемы в создании объединения возникают еще и потому, что обувщики практически полярно оценивают сам рынок. Хотя при этом испытывают схожие трудности. По словам Виталия Скворцова, "местный рынок еще не сформирован, и на нем будет множество изменений и движений". Евгений Красильников, напротив, считает, что алтайский рынок продаж обуви уже в какой-то степени сложился и отношения операторов строятся по законам цивилизованного партнерства.

Основной тенденцией на рынке сегодня является вытеснение сетевыми операторами мелких игроков, имеющих один-два магазина. Сейчас, по оценкам экспертов, наиболее известными и имеющими вес и перспективы стали компании "Тип-Топ", "Бегемот", "Монро" и "Фриал". Конкуренция среди них, по признанию самих операторов, носит цивилизованный характер, и особого давления друг друга на рынке они не ощущают. Прежде всего потому, что ориентированы на покупателей с разным уровнем достатка. "Тип-Топ" привлекает потребителей со средним уровнем жизни. "Бегемот" и "Монро" работают в более низком ценовом сегменте.

Вещевые рынки, которые являются для операторов рынка непрекращающейся "головной болью" из-за появления на них некачественной китайской обуви, являются еще и конкурентами по ассортименту предлагаемой обуви. Но тем не менее сетевики уверены, что покупатель с базаров уходит, так как стал предъявлять к обуви, помимо цены, и другие требования - по качеству и дизайну. Однако подсчитать, какой процент составляет именно такой потребитель, никто не брался.

Однако делать общий вывод, что большинство барнаульцев приобретает обувь в магазинах по более высоким ценам, было бы большим заблуждением. Алтайский край является небогатым регионом, уровень жизни здесь не столь высок. Что отражается в конечном итоге и на несовпадении желания и возможностей потребителей, когда среднестатистический житель края просто не в состоянии приобретать качественную, но дорогую обувь. Поэтому более 50% жителей приобретают обувь на базарах. Где, кстати, огромный разброс цен - от 300 рублей до нескольких тысяч за пару.

Узкий ассортимент

Другая проблема обувных магазинов - неширокий ассортимент. "Основной "поставщик" идей - Италия. Российские производители изготавливают обувь по уже предлагаемым моделям," - говорит Виталий Скворцов. Вся обувная продукция, представленная обувщиками на Алтае, привозная. Разработка моделей российскими производителями ведется примерно в равных направлениях, поэтому модельные ряды операторов схожи. Как следствие при большом количестве игроков на рынке потребители часто сталкиваются с невозможностью найти обувь по своему вкусу. И вынуждены приобретать то, что есть.

С местными же производителями реализаторы обуви контактов практически не имеют. И заинтересованности в этом не проявляют. По причине того, что алтайские производители сильно отстают от других российских, а предлагаемая ими обувь не соответствует потребительским требованиям. Поэтому обувь везут на Алтай из центральной России, частью - из Польши.

Невысокий уровень жизни и усредненнность требований покупателей приводит к тому, что на Алтае практически не представлена элитная обувь. Стоимость настоящей итальянской "одежды" для ног начинается с 200 долларов. По словам владельца одного из барнаульских магазинов, такую обувь может позволить себе лишь ограниченный круг покупателей. Поэтому бурного развития элитного сегмента в ближайшее время ждать не стоит.

Радужные перспективы

Тем не менее реализаторы обуви в будущее смотрят с оптимизмом. Сетевики - особенно, так как считают, что оно именно за ними. Покупатель, говорят они, в конечном итоге все-таки придет с базара в магазины, поменяв потребительский приоритет с цены на качество. Мелкие операторы в прогнозах более осторожны. Возрастающая конкуренция с крупными игроками, несовершенное законодательство, защищающее на данный момент в большей степени потребителя, а не предпринимателя - главные препятствия для развития. "Прогнозы вообще делать сложно. Существует статистика, что для комфортной жизни человеку необходимо 15 пар обуви. У нас пока эта цифра как минимум в два раза ниже. Вот когда мы ее доведем до общероссийского уровня, тогда можно будет говорить о перспективах," - считает Виталий Скворцов.

Где приобретают обувь россияне

Специализированные магазины - 45%

Рынки, ярмарки - 43%

Фирменные сетевые магазины - 41%

Обувные отделы универсальных магазинов - 29%

Бутики - 10%

Прочие места - 9%

Источник: исследование агентства "Эксперт-МА".

Какие обувные брэнды известны больше всего

Monarch - 12,8%

Salamander - 11,8%

Ecco - 9,4%

TJ Collektion - 5,8%

Westfalika - 3,9%

Ekonika - 3,6%

Belvest - 3,3%

K-C - 3,2%

Источник: исследование агентства "Эксперт-МА".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость