Инициатива одной компании
Виталий Скворцов, заместитель директора по маркетингу сети обувных салонов "ТипТоп", рассказал "ВД", что компания уже пыталась весной нынешнего года выступить инициатором создания ассоциации обувщиков. "Самым главным направлением в ее работе должна была стать защита предпринимателей от потребительского экстремизма," - говорит он. Эта тенденция выражается в том, что группа покупателей, приобретая одну пару обуви или вещь, по истечении нескольких месяцев сознательно наносит товару повреждения и начинает предъявлять претензии продавцу по качеству. При этом покупатель требует вернуть деньги или обменять вещь на новую. По словам Виталия Скворцова, в большинстве случаев "экстремисту" удается добиться своего, так как Федеральный закон "О защите прав потребителей" стоит на стороне покупателей. И работа ассоциации должна была быть направлена в том числе и на внесение поправок в статьи этого закона, чтобы бизнесмены имели защиту и могли отстаивать свои права в возникающих конфликтных ситуациях.
На федеральном уровне в этом вопросе инициативу может проявлять только организация, так как голос одного отдельно взятого предпринимателя не может быть услышан. "Гильдию или ассоциацию, если она поднимет эту проблему, воспримут серьезно," - считает Виталий Скворцов.
Еще одной задачей объединения реализаторов обуви "ТипТоп" видел в защите алтайского рынка от потока недоброкачественной китайской обуви, которая продается по низким ценам на местных вещевых рынках. И хотя барнаульские компании-реализаторы сильных конкурентов в базарах не видят, появление низкокачественной обуви наносит серьезный урон их работе, а следовательно - влияет и на размер доходов. И изменить эту ситуацию можно, по мнению экспертов, только совместно организованной работой.
Но предложение отдельной компании объединиться так и осталось в итоге всего лишь инициативой. Причина - большой объем работы и финансовые затраты. "Мы просчитали, что наши интересы в этом отношении гораздо ниже, чем предстоящие затраты," - говорит Виталий Скворцов.
Начало долгого пути
В конце июля предложение создать ассоциацию прозвучало на семинаре по качеству обувных товаров в Алтайской торгово-промышленной палате. Обувщики смотрят на эту инициативу положительно. Евгений Красильников, маркетолог сети магазинов "Бегемот", отмечает, что объединение могло бы помочь реализаторам обуви решить общие проблемы, связанные с качеством поставляемой в край обуви.
Но обувщики, тем не менее, и теперь не спешат воплотить эту идею в жизнь. Очевидно, из-за огромного объема предстоящей организационной работы и отсутствия хотя бы формального лидера, который мог бы взять решение всех технических вопросов на себя. Предствительница одной из компаний-продавцов обуви, пожелавшая остаться неизвестной, сказала, что оценивать важность ассоциации и ее роль в работе фирм можно только тогда, когда будут четко определены задачи, функции и полномочия объединения. А также условия участия в ней обувных предприятий. До этого момента, по ее словам, говорить о какой-то оценке и прогнозировать степень влияния ассоциации на рынок невозможно.
Нестабильный рынок
Возможно, что проблемы в создании объединения возникают еще и потому, что обувщики практически полярно оценивают сам рынок. Хотя при этом испытывают схожие трудности. По словам Виталия Скворцова, "местный рынок еще не сформирован, и на нем будет множество изменений и движений". Евгений Красильников, напротив, считает, что алтайский рынок продаж обуви уже в какой-то степени сложился и отношения операторов строятся по законам цивилизованного партнерства.
Основной тенденцией на рынке сегодня является вытеснение сетевыми операторами мелких игроков, имеющих один-два магазина. Сейчас, по оценкам экспертов, наиболее известными и имеющими вес и перспективы стали компании "Тип-Топ", "Бегемот", "Монро" и "Фриал". Конкуренция среди них, по признанию самих операторов, носит цивилизованный характер, и особого давления друг друга на рынке они не ощущают. Прежде всего потому, что ориентированы на покупателей с разным уровнем достатка. "Тип-Топ" привлекает потребителей со средним уровнем жизни. "Бегемот" и "Монро" работают в более низком ценовом сегменте.
Вещевые рынки, которые являются для операторов рынка непрекращающейся "головной болью" из-за появления на них некачественной китайской обуви, являются еще и конкурентами по ассортименту предлагаемой обуви. Но тем не менее сетевики уверены, что покупатель с базаров уходит, так как стал предъявлять к обуви, помимо цены, и другие требования - по качеству и дизайну. Однако подсчитать, какой процент составляет именно такой потребитель, никто не брался.
Однако делать общий вывод, что большинство барнаульцев приобретает обувь в магазинах по более высоким ценам, было бы большим заблуждением. Алтайский край является небогатым регионом, уровень жизни здесь не столь высок. Что отражается в конечном итоге и на несовпадении желания и возможностей потребителей, когда среднестатистический житель края просто не в состоянии приобретать качественную, но дорогую обувь. Поэтому более 50% жителей приобретают обувь на базарах. Где, кстати, огромный разброс цен - от 300 рублей до нескольких тысяч за пару.
Узкий ассортимент
Другая проблема обувных магазинов - неширокий ассортимент. "Основной "поставщик" идей - Италия. Российские производители изготавливают обувь по уже предлагаемым моделям," - говорит Виталий Скворцов. Вся обувная продукция, представленная обувщиками на Алтае, привозная. Разработка моделей российскими производителями ведется примерно в равных направлениях, поэтому модельные ряды операторов схожи. Как следствие при большом количестве игроков на рынке потребители часто сталкиваются с невозможностью найти обувь по своему вкусу. И вынуждены приобретать то, что есть.
С местными же производителями реализаторы обуви контактов практически не имеют. И заинтересованности в этом не проявляют. По причине того, что алтайские производители сильно отстают от других российских, а предлагаемая ими обувь не соответствует потребительским требованиям. Поэтому обувь везут на Алтай из центральной России, частью - из Польши.
Невысокий уровень жизни и усредненнность требований покупателей приводит к тому, что на Алтае практически не представлена элитная обувь. Стоимость настоящей итальянской "одежды" для ног начинается с 200 долларов. По словам владельца одного из барнаульских магазинов, такую обувь может позволить себе лишь ограниченный круг покупателей. Поэтому бурного развития элитного сегмента в ближайшее время ждать не стоит.
Радужные перспективы
Тем не менее реализаторы обуви в будущее смотрят с оптимизмом. Сетевики - особенно, так как считают, что оно именно за ними. Покупатель, говорят они, в конечном итоге все-таки придет с базара в магазины, поменяв потребительский приоритет с цены на качество. Мелкие операторы в прогнозах более осторожны. Возрастающая конкуренция с крупными игроками, несовершенное законодательство, защищающее на данный момент в большей степени потребителя, а не предпринимателя - главные препятствия для развития. "Прогнозы вообще делать сложно. Существует статистика, что для комфортной жизни человеку необходимо 15 пар обуви. У нас пока эта цифра как минимум в два раза ниже. Вот когда мы ее доведем до общероссийского уровня, тогда можно будет говорить о перспективах," - считает Виталий Скворцов.
Где приобретают обувь россияне
Специализированные магазины - 45%
Рынки, ярмарки - 43%
Фирменные сетевые магазины - 41%
Обувные отделы универсальных магазинов - 29%
Бутики - 10%
Прочие места - 9%
Источник: исследование агентства "Эксперт-МА".
Какие обувные брэнды известны больше всего
Monarch - 12,8%
Salamander - 11,8%
Ecco - 9,4%
TJ Collektion - 5,8%
Westfalika - 3,9%
Ekonika - 3,6%
Belvest - 3,3%
K-C - 3,2%
Источник: исследование агентства "Эксперт-МА".
Самое важное - в нашем Telegram-канале