Экономика

Как разрушить круговую поруку?

Виктор Фоминых, советник по АПК администрации края, - один из тех, кто инициировал разработку новой аграрной программы Алтайского края. Он уверен: если в сельском хозяйстве края не появится эффективный собственник, ни развития отрасли, ни повышении уровня жизни на селе не будет - потеряем то, что имеем. О том, какие сложности он видит на этом пути и как их можно будет преодолеть, мы и поговорили с Виктором Алексеевичем.

У себя не воруют

- Администрация края высказала намерение передавать коллективные хозяйства в собственность руководителям хозяйств. Каковы аргументы для такого решения?

- Немного вас поправлю: наша главная задача - передать управление сельхозпредприятиями в руки эффективного собственника. Один из вариантов - передавать их руководителям хозяйств. У них сегодня нет стимулов работать на перспективу. Да и чего скрывать, хозяйства в той или иной мере разворовываются. Начнет воровать руководитель - подчиненные вслед за ним. А у себя воровать никто не будет. В то же время там, где руководитель умный, грамотный и жесткий, хозяйство работает хорошо. Эти люди могли бы сделать гораздо больше и для себя, и для общества. Если поддержать именно их, мы достигнем большего. А мы все эти годы давали деньги тем, кто их разворовывал, а потом еще и еще. И думали, что делаем что-то доброе.

- Тут ведь происходило еще и моральное разложение работающих на селе людей.

- Это разложение началось лет 15 назад, когда нам не сказали прямо, что назад дороги не будет. Хотя те, кто руководил страной и краем, об этом знали. Тот, кто сразу себе сказал, что надо жить своим умом, сегодня неплохо развивается. Примеров достаточно как среди коллективных хозяйств, так и среди фермеров.

Собственность – это ответственность

- А готовы ли сегодня сами руководители хозяйств стать собственниками?

- На недавно прошедшем в администрации края совещании фермер из Косихинского района Владимир Устинов высказал сомнения на этот счет. Его опыт показывает: трудно найти того, кто возьмет на себя ответственность стать собственником. Я поначалу удивился: если мне дают хозяйство в собственность, то все - и дети, и родственники - будут обеспечены. Потом понял: сегодня отдельные руководители приворовывают, готовя базис для отхода, а ответственности-то у них никакой. А станешь собственником - надо всю оставшуюся жизнь еще что-то наращивать, детей привлекать. И руководители растерялись. Я наблюдал на совещании за ними - они “Ура!” не кричали. Поэтому там, где руководители не готовы, нужен другой собственник.

- В крае много перерабатывающих предприятий приобрели хозяйства, и прошлая администрация рассчитывала, что именно это выведет сельское хозяйство из тупика…

- Сейчас все больше переработчиков начинают понимать, что каждый должен заниматься своим делом. Вот “Столица молока”, молокоперебатывающее предприятие, приобрела несколько хозяйств, вложила в них уйму средств, рассчитывая, что будут получать более качественное и дешевое сырье для себя. Ан нет! Деньги берут хорошо, а отдача очень низкая.

Поэтому оптимальный вариант такой: у сельхозтоваропроизводителя есть собственник - единоличный руководитель или группа единомышленников, которые обладают контрольным пакетом акций. Умные, работающие на перспективу, внедряющие современную технологию в отрасли и работающие на договорной основе с такими же собственниками, которые занимаются переработкой сырья.

Человек по сути не вор

- В селе существует круговая порука. Все друг друга прикрывают. Как же это можно сломать?

- Надо ломать, но надо и обеспечивать выживание человека. Человек по сути своей не вор. Расскажу такой случай. Когда я пришел в совхоз имени Куйбышева (Завьяловский район) директором, я приехал на утреннюю дойку. Утро, темно, не знаю, где входить, где выходить. Полез через забор и вижу - навстречу женщина бежит и к груди что-то прижимает. Говорю: “Здравствуйте, я ваш новый директор. Куда бежите?” - “Посыпку домой несу, кур кормить нечем”. - “Тащите с фермы, что ль?” - “А где взять?!” Понимаете, государство все выгребало, и работник не имел возможности за деньги приобрести корма. В этой ситуации человеку невозможно жить, не воруя. С воровством надо жестко бороться, но надо и сделать так, чтобы человек мог на законных основаниях содержать подворье. Либо платить ему нормальную зарплату, чтобы он не держал 10 свиней для того, чтобы семья могла выжить.

- Не возникнет ли здесь антагонизма между новым собственником, пришедшим извне, и сельским обществом, которое живет по своим законам?

- Уже возникает. Возьмем Рубцовский район. Хозяйство купил предприниматель из Рубцовска. Задаю ему вопрос: “Сколько ты на один пай платишь пайщикам?” 1200 рублей в год. А что человек на эту сумму купит? Люди согласились на его приход от безысходности, иначе они вообще не посеют. Я потом немножко задержался и спрашиваю, как его народ-то воспринимает. Оказывается, недовольны люди - кормов у них нет. Когда идет уборка, у него автоматчики по краям поля стоят, наблюдатели с биноклями и фонарями, и он вывозит все. То есть одним неправильным решением проблемы можно создать много новых. Мы свою задачу видим в том, чтобы помочь выстроить отношения.

Халявы не будет

- Какой будет механизм перехода сельхозпредприятий в руки собственника?

- Одна из возможных схем - акционирование. Это дорого, канительно, но это надо делать. Потом производится вторичная эмиссия и выкуп контрольного пакета инвестором. Наше общее мнение: ничего халявного быть не должно, все должны выкупать акции и имущество по нормальной цене, тогда они будут ценить то, что получили в собственность. Если мы хотим получить эффективного собственника, должен быть механизм кредитования для приобретения контрольного пакета. Не будет хватать законодательной базы - будем выступать с предложениями. Проблем очень много. Как их решить? Для этого есть администрация края и законодательный орган, которому надо свою энергию направить именно на решение этих задач.

- А что делать со слабыми хозяйствами, которые сейчас кое-как существуют за счет поддержки “Алтайагропрода”?

- У них удел такой: либо придет инвестор извне, либо выживайте частным подворьем. Закон о личном подсобном хозяйстве у нас разработан, в нем записаны правильные вещи, но ни один пункт не обеспечивается ни механизмом реализации, ни источником финансирования. Нужно создавать кредитные кооперативы, которые могли бы быстро дать человеку финансовую поддержку на возвратной основе по упрощенной схеме - не так, как в банке.

Нужна реформа аппарата

- То, о чем вы говорите, требует высококвалифицированной работы. Способны ли так работать наши органы управления сельским хозяйством?

- Пока нет. У нас и структура, и психология управления советская. 80 процентов функций, которые выполняют чиновники управления сельского хозяйства, никому не нужны. Их функции должны быть совершенно другими. На бюджетных деньгах должны сидеть “высокооплачиваемые мозги”. А у управленцев сегодня зарплата нищенская. За такие деньги не найдешь уважающего себя специалиста. Когда мы начали формировать рабочую группу, оказалось, что формировать-то ее не из кого. Человека приглашаешь, а у него блеска в глазах нет. Он считает, что будет сидеть до пенсии, получать каждый месяц зарплату, перебирая бумажки. Поэтому самое главное - реформировать структуру управления. Реформа госаппарата сегодня идет сверху. Может быть, московские модели и нужно использовать, но только так, чтобы они принесли пользу краю.

- Реформа аппарата - дело длительное. Будет ли что-то делаться сейчас?

- Мы уже работаем. Рабочая группа, которая создана по распоряжению губернатора и которую возглавил заместитель губернатора по АПК Борис Леонидович Панов, прорабатывает модели. В ее работе участвуют и успешные фермеры, и руководители хозяйств, специалисты управлений сельского хозяйства, ученые. В районах также должны быть созданы группы из честных, объективных, профессионально подготовленных специалистов, которые бы сказали, кому можно доверить хозяйство, кому нет. Из Барнаула этого не увидеть. Если мы не будем этим заниматься, Москва за нас это не сделает. Инициатива должна идти отсюда, иначе потеряем то, что имеем.

Справка “СК”

Фоминых Виктор Алексеевич родился 6 августа 1947 года. В 1974 году окончил Алтайский сельскохозяйственный институт. 1980-1983 годы - директор овцеводческого совхоза имени Куйбышева Завьяловского района. 1985-1994 годы - директор учхоза “Пригородное” Алтайского сельхозинститута. 1994-1996 годы - первый заместитель, председатель “Агропромсоюза”. 1996-2004 годы - гендиректор ОАО “Алтайзернопродукт”. С апреля 2004 года - советник по АПК вице-губернатора Василия Борматова.

Подпись: Виктор Фоминых уверен, что если бы 10-15 лет назад сельхозпредриятия были переданы руководителям хозяйств или группе единомышленников, сегодня мы имели бы высокоэффективное сельское хозяйство и высокий уровень жизни на селе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость