Экономика

Корабль пиратов дал трещину

Рынок лицензионных программных продуктов в Алтайском крае живет в основном за счет бухгалтерского ПО и справочно-правовых систем. Но даже на этих сегментах, по оценкам наших экспертов, уровень пиратской продукции составляет от 5 до 20%. Остальные сегменты рынка серьезным компьютерным компания неподвластны и продажи тут единичны. Даже отмечая, что "культура потребления на компьютерном рынке растет", эксперты не верят, что снижение уровня контрафакта более чем до 30-40% вообще возможно.

Бухгалтерское подвижничество

По оценкам еженедельника "Компьютерра", рынок программного обеспечения в России составляет 590 млн. долларов США. Это самый маленький сегмент, если смотреть его в соотношении с другими подотраслями рынка информационно-коммуникационных технологий в стране - только 5% (см. инфографику). При этом специалисты отмечают и закрытость этого рынка для исследований, чему существует множество причин. Это и оффшорные компании (разработка программного обеспечения для иностранного заказчика), и огромный по своим размерам и мощи теневой сектор. Оценивать его пытаются многие, и оценки эти весьма разняться - от 40 до 99% рынка.

Между тем, несмотря на высокие риски и относительную прозрачность софтверного рынка, именно он считается вторым по перспективности и динамике роста, уступая лишь непосредственно компьютерной технике. Сейчас, по оценкам той же "Компьютерры", подотрасль ПО растет на 28% в год, а через три года рост должен составить уже 33%. Эксперты объясняют это необходимостью обеспечивать ПО растущий рынок оборудования. Да и законодательство в области защиты авторского права последнее время только совершенствуется.

Как бы то ни было, но у нас в крае рынок ПО последние годы активно развивается в основном за счет бухгалтеров и финансовых специалистов. Именно их наши эксперты называют самыми активными пользователями лицензионным бухгалтерским и аналитическим программным обеспечением, а также справочно-правовыми системами. Это можно хорошо отследить даже по объявлениям в местной компьютерной прессе. Только у компании 1С, являющейся лидером на рынке бухгалтерских и аналитических систем, в крае имеется около 10 франчайзи-партнеров, около 20 дилеров и один дистрибьютор. Другие российские компании-разработчики подобного софта представлены, правда, не так широко. Жесткая конкуренция и на рынке справочно-правовых-систем, где "Гарант", "Кодекс" и "КонсультантПлюс" бьются за клиентов.

Есть еще и различные КИСы (корпоративные информационные системы), к которым предприниматели пока предпочитают только присматриваться, поскольку они стоят десятки тысяч долларов и сложны во внедрении. "В США стоимость программного продукта занимает приблизительно 1/3 от стоимости внедрения. У нас пока такой практики нет, поскольку мало кто готов платить, и цена внедрения, обычно, равна стоимости продукта", - рассказывает директор компании "Юкола-Софт" Константин Миллер. А руководитель отдела корпоративных решений компании "Нэта" Александр Овсянников добавляет, что, по статистике, 75% проектов по внедрению на предприятиях сложных систем заканчиваются провалом, и лишь только 25% заказчиков остаются более или менее довольными.

Впрочем, с внедрением сложных корпоративных информационных систем в крае пока тяжело. Было объявлено о запуске пяти подобных проектов. Чем они закончились - неизвестно. Известно только, что многие специалисты критически относятся к подобной практике. "Я пока не знаю и не видел примеров, чтобы на каком-то предприятии КИС полностью функционировала. Да и вообще для настоящих корпоративных внедрений у нас нет заказчиков", - считает Константин Миллер. Александр Овсянников добавляет, что во внедрении "важен опыт. А по настоящему опытных специалистов, судя по статистике внедрений, у нас в крае нет".

Очевидно, что корпоративных системам еще предстоит завоевать свое место под солнцем. Сложности с их внедрением есть во всем мире, но это не останавливает руководителей предприятий. Более того, этот рынок чист от пиратов. "Рынок КИС всегда был представлен только лицензионными продуктами. Это объясняется, во-первых, сложностью самих систем, а во-вторых, тем, что они всегда разрабатываются под конкретного заказчика", - говорит менеджер отдела по работе с потребителями компании "Байт" Алексей Стрыгин.

А вот простые экономические продукты и справочно-правовые системы свое место уже завоевали. "Потребность в них больше, чем в остальных", - поясняет Александр Овсянников. А директор группы компаний "Юкола" Константин Усов объясняет высокий уровень лицензионных продаж в этом секторе необходимостью получать постоянные обновления. С ним согласен и Алексей Стрыгин: "Бухгалтерские и правовые программные продукты взламывали, ставили пиратские версии. Но сегодня большинство организаций отходят от подобной практики. Это объясняется политикой самих фирм-производителей. Производители данного ПО предоставляют клиентам регулярные обновления, учитывающие изменения в законодательстве, дают консультации. Использование пиратских версий просто не выгодно и чревато малоприятными последствиями. Поэтому сейчас рынок лицензионных бухгалтерских и правовых программ переживает период активного развития".

Но говорить о том, что этот сегмент полностью чист, конечно, не правильно. Александр Овсянников оценивает долю пиратской продукции на рынке правовых систем приблизительно в 4-5%, а в бухгалтерском ПО - около 10%. Константин Миллер говорит о доле пиратского экономического ПО более, чем в 20%. Пользователи пиратской продукции - это небольшие компании, которым жалко тратить деньги на лицензии. Они тоже не остаются без обновлений. "Существует целый класс тех, кто обслуживает пиратское ПО. Иногда это те же люди, которые работают в компаниях-партнерах разработчиков программ и имеют таким образом дополнительный доход. Отследить их деятельность довольно проблематично", - поделился мнением Константин Миллер. "Обновления можно брать у компаний пользующихся лицензионным софтом по дружбе за полторашку пива, которая является универсальной валютой у системных администраторов", - говорит Александр Овсянников.

И вновь мимо кассы

Остальные сегменты рынка ПО в Алтайском крае находятся полностью в тумане. Продажи единичны и объясняется это, в принципе, банальными вещами - менталитетом и низкой покупательной способностью. "Я знал нескольких людей, которые могли купить лицензионный продукт, но по принципиальным соображениям не делали этого. Их логика была в том, что глупо покупать лицензионное, когда никто этого не делает. Они думали, что над ними будут смеяться", - рассказывает Константин Усов. С другой стороны, есть финансовая проблема. Тот же господин Усов оценивает необходимость вложений в ПО для организации из 50 человек минимум в 5-10 тыс. долларов. "Мало кто готов платить такие деньги, если можно пользоваться бесплатно", - констатирует он, тем не менее прямо называя подобную практику "воровством". Александр Овсянников с ним согласен: "Только по продуктам Microsoft, требующимся на одном рабочем месте, стоимость может достигать 500 долларов".

Тем не менее, на рынке неплохо продаются антивирусные программы. Это отмечают все эксперты. Но уровень пиратства здесь весьма высок. "Рынок антивирусов можно обозначить так: среди всех, кто установил подобные программы, 5-10 % пользуются лицензионными", - говорит Алексей Стрыгин. На втором месте у наших экспертов - операционные системы. "Рынок операционных систем развивается и будет развиваться, вместе со всем компьютерным рынком", - говорит Александр Овсянников. "На рынке операционных систем наблюдается повышение активности. Это легко объяснимо, потому что сейчас издаются нормативные акты, создаются специальные органы по контролю за оборотом нелицензионного ПО, вводятся штрафные санкции за его использование. Некоторые организации переходят на лицензионное ПО, опасаясь проверок, штрафов. А государственные учреждения просто вынуждены это делать", - говорит Алексей Стрыгин. Впрочем, по его оценке, среди домашних пользователей лицензионной операционной системой пользуется не более 1%.

Любопытна ситуация на рынке ПО для игр и развлечений. Крупные компании здесь практически не представлены. А наши эксперты, практически противоположно оценивают его "пиратскую" составляющую. Константин Миллер, например, убежден, что "все игрушки сейчас лицензионные". Два остальных наших собеседника с ним не соглашаются, отмечая большую долю контрафакта на этом рынке. "Продажей развлекательных программам занимаются, в основном, частные предприниматели - небольшие фирмы из 1-5 человек. Крупные компьютерные компании не занимаются этим просто потому, что это не очень выгодно. Гораздо продуктивнее тратить время и усилия на более перспективные направления. Сегодня одна лицензионная игрушка стоит 70-100 рублей. Прибыль, получаемая от их продаже на порядок ниже, чем от других направлений и очень невысокая относительно доходов крупной компании", - говорит Алексей Стрыгин. Александр Овсянников размышляет примерно следующим образом. Если 600 тысяч населения в Барнауле разделить на три, то мы получим примерно 200 семей, проживающих в городе. По статистике примерно две из десяти семей имеют дома компьютер. Если эта семья покупает хотя бы один диск в месяц, то получится объем рынка приблизительно в 400 тыс. рублей. "Если этот расчет правильный, то монополизировав рынок можно получить в месяц около 80 тыс. чистого дохода. Для крупных компаний это не очень много", - говорит он.

Культура растет

Эксперты, все же достаточно позитивно смотрят на будущее рынка. "Перспективы, несомненно, есть. Особенно активно продаются бухгалтерские программ, внедряются КИС. Впрочем, повышается интерес и к лицензионным операционным системам, сервисным программам. Это заметно даже по звонкам, поступающим в нашу фирму", - говорит Алексей Стрыгин. Александр Овсянников отмечает, что будущее продаж графических систем, а также другого дополнительного ПО всецело зависит от политики властей в этой области. Рынок операционных систем будет развиваться и довольно активно. А уже насыщенные рынки справочно-правовых и бухгалтерских программ будут расти при условии роста экономической активности и появления новых компаний. "Но культура потребления на компьютерном рынке растет", - считает он. А по мнению Константина Миллера, еще один стимул роста для рынка экономического ПО - увеличение уже существующих компаний.

В то же время Константин Усов говорит, что не верит в полностью очищенный от пиратов рынок ПО. "Желание у народа пользоваться лицензионным появляется, и если позволит финансовое состояние, то этот рынок может ждать бурный рост. Но вряд ли это коснется более чем 50-60% пользователей", - говорит он.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость