Прибыль или убытки?
Краевые власти долгое время не рассматривали туризм в качестве одной из стратегических отраслей региональной экономики. Массовый отдых казался чиновникам делом несерьезным и неприбыльным. Достаточно сказать, что стратегический документ в этой отрасли - постановление "О мерах по развитию сферы туризма в Алтайском крае" - принимался последний раз в сентябре 1996 года и заметно устарел. К тому же туристический потенциал нашего края значительно снизился после отделения Республики Алтай в самостоятельный субъект Федерации. Соседи, кстати, уже создали полноценное министерство туризма, а в комитете администрации края по культуре и туризму за это направление отвечают всего два человека!
Но все-таки следует признать, что равнодушное отношение краевых чиновников к туризму под влиянием бизнес-структур стало постепенно изменяться. При губернаторе был сформирован координационный совет по туризму, который, по идее, должен взять на себя роль двигателя реформ в отрасли. В прошлом году в недрах администрации родился важный документ "О мерах развития туризма в Алтайском районе Алтайского края", уже приносящий реальный результат в виде начавшегося строительства дорог, проведения коммуникаций. Однако стратегической программы развития алтайского туризма сочинить никто раньше не отваживался.
Проект "Программы развития туризма в Алтайском крае на период с 2003 по 2007 годы и до 2012 года" готовился долго - с июня 2001 года. Заказчиком выступил краевой комитет по культуре и туризму, возглавляемый Анатолием Ломакиным - чиновником, тяготеющим больше к культуре, нежели к туризму. А фактическая роль куратора проекта была отведена его заму - Сергею Харламову. Отметим также, что стоимость разработки составила 300 тысяч рублей. Сумма, согласитесь, внушительная и поэтому требующая строгого отчета.
По словам Сергея Харламова, над проектом программы трудился временный творческий коллектив - ученые, экономисты, чиновники и предприниматели. Правда, деятельное участие последних вызывает серьезное сомнение, поскольку текст документа очень напоминает смесь бюрократического отчета и научного доклада. Таких расплывчатых фраз, как "программа призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений", "явно выраженная сезонность" или "проблему подготовки туристических кадров можно решить за счет структурной перестройки системы образования", в нем хватает. Но тем нередко и характеризуются долгосрочные программы: спустя десять лет мало кто вспоминает, что в них было написано.
"Мы считаем, что главной целью программы является создание образа Алтайского края как региона, привлекательного для развития туризма", - сказал нам в беседе Сергей Харламов. Для этого разработан блок мероприятий, включающий проведение конференций, участие в выставках, работа с журналистами из других регионов, выпуск рекламной продукции, установка информ-табличек с описанием достопримечательностей и многое другое. Координировать всю работу по поддержанию имиджа будет специально созданный на бюджетные деньги туристский информационный центр (ТИЦ).
Сколько не говори "халва", от этого во рту слаще не станет. Развитие туризма на Алтае, и это понимают все участники рынка, предполагает освоение занчительного объема инвсетиций. По подсчетам авторов программы, за десять лет объем капиталовложений должен составить 1,66 млрд. рублей. Сумма, с одной стороны, внушительная. Однако парадокс заключается в том, что бюджетные затраты на развитие туризма составят только 66,9 млн. рублей, а остальные 1,59 млрд. рублей - привлеченные средства. Причем механизм их привлечения в тексте прописан неконкретно - формулировками вроде "...создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний". Удивляет и итоговый финансовый вывод, который делают разработчики: "Объем указанных услуг от туризма составит более 1,35 млрд. рублей". И это при инвестициях в размере 1,66 млрд. рублей! Спрашивается, кому нужны эти убытки?
Зонная опека
Руководители алтайских туристичских фирм отметили, что настоящая программма, несмотря на недостатки, имеет и ряд положительных моментов. Говорит Вера Матюхина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма, исполнительный директор фирмы "Спутник-Алтай": "Важно, что программа предполагает формирование единой системы туристических зон Алтайского края, где будет проходить развитие инфраструктуры и материальной базы. И эти зоны выбраны правильно".
Туристско-рекреационных зон особого развития на Алтае будет восемь. Это Барнаул, Бийская зона, Горная Колывань, Алтайский район, Солонешенский район, Горный Чарыш, Салаир и Завьяловский район. В течение десяти лет в каждой из них начнутся изменения инфраструктуры. К примеру, в Барнауле запланировано создание четырех- и пятизвездочных гостиниц, на Салаире - объектов для семейного отдыха и кемпинга, в Бийском районе - баз для детско-юношеского туризма и т.д.
"Очень жаль, что туристические агентства не принимали участие на конечном этапе работы над программой, - говорит Вера Матюхина. - Я думаю, наши советы помогли бы разработчикам установить приоритетные направления развития внутри каждой из зон. Тем более, что деньги в развитие бизнеса будем привлекать и вкладывать именно мы - туристические компании". Другими словами, если в районе нет нормальных дорог, зачем там строить красивый отель? Если нет пожарной части - зачем возводить ресторан? Если там нет достопримечательностей - зачем туда вкладывать деньги?
Будущее есть
Туризм считается высокодоходным бизнесом, если его правильно выстроить. С одной стороны, он затрагивает финансовые интересы страховых и строительных компаний, авиаперевозчиков и железной дороги. С другой, туризм - это очень "тонкая материя", предусматривающая проведение различных экологических экспертиз и оценок. По мнению Веры Матюхиной, разрабатывать стратегию развития отрасли должны и наука, и бизнес.
В апреле на барнаульской выставке "Человек. Экология. Здоровье" пройдет конференция, на которой будет еще раз обсуждаться данная программа. В июле разработчики планируют передать проект документа на рассмотрение совета краевой администрации. До конца года ее должны утвердить депутаты крайсовета. Если авторы проекта не учтут рекомендаций крупного и среднего бизнеса, который уже сегодня вкладывает деньги в строительство или совершенствоание туристических комплексов (например, "Ареда-1", "Берель", "Синегорье", "Золотое озеро" и многих других), их заслуг никто не оценит.
Справка редакции
На 1 января 2003 года в Алтайском крае 53 фирмы имеют лицензию на турагентсткую деятельность и 16 - на туроператорскую. Темпы роста объемов туристско-экскурсионных услуг в 2000 году составили 200%, в 2001 году - тоже 200% (правда, объем туристско-экскурсионных услуг в целом невелик и составил в 2000 году 13,7 млн. рублей и в 2001 году - 27,4 млн. рублей). Однако, по мнению руководителей ведущих турфирм края, эта цифра занижена в 4-5 раз. В соответствии с экспертной оценкой, в крае в течение года количество туристов и отдыхающих составляет около 200 тысяч человек. Кроме этого, через территорию края проходит весь поток, порядка 500 тысяч человек, направляющихся в Республику Алтай.
Источник: паспорт "Программы развития туризма в Алтайском крае на период с 2003 по 2007 годы и до 2012 года".
Самое важное - в нашем Telegram-канале