Экономика

Крестьянский союз не может выйти из кризиса

3 марта в Барнауле прошло отчетно-выборное собрание Союза крестьянских фермерских формирований. Собравшиеся большинством голосов признали работу совета СКФФ во главе с председателем Валерием Басаргиным, а также исполнительного директора Александра Вайса неудовлетворительной. Однако им не удалось решить главного - найти средства для содержания исполнительной дирекции.

Пессимист и оптимист

Мартовское собрание СКФФ немногим отличалось от декабрьского. Тогда руководители примерно двадцати районных союзов съехались в столицу края по инициативе Валерия Басаргина, и смысл речи Валерия Ивановича сводился к тому, что дела в СКФФ катятся в пропасть, многие нерегулярно платят взносы, так как не видят проку от работы союза. По мнению председателя, основная вина за это лежит на исполнительном директоре - Александре Вайсе. Вайс тогда нашел аргументы в свою защиту, и его оставили при портфеле до очередного отчетно-выборного собрания. Тем более присутствующие понимали: как платят человеку, так он и работает.

Нынешний форум начался с исключения шести районных фермерских формирований из рядов союза за систематическую неуплату членских взносов. За "лишенцами" оставили право возвращения в СКФФ, если они согласятся аккуратно их платить.

Валерий Басаргин, как и три месяца назад, говорил, что фермеры потеряли веру в СКФФ, что не удалось подписать соглашение о сотрудничестве с краевой властью; о том, что плохо работали с депутатами крайсовета и Госдумы по изменению налоговой базы сельхозналога.

Александр Вайс, напротив, бодро рапортовал о своих достижениях. И получилось вроде совсем неплохо: и с прессой найден общий язык, и с властью... Проблемы две: нет денег на содержание дирекции и неактивная работа совета.

Сохраняя чистоту помыслов

Тем не менее это не помешало представителю косихинских крестьян Владимиру Устинову публично извиниться перед Александром Вайсом за то, что фермеры требовали с него активной работы, не создав для этого материальной базы. Он назвал сегодняшнюю ситуацию в союзе суетой бедности, предложил увеличить бюджет дирекции вчетверо.

Затем прозвучало много слов от других фермеров, доказывающих, что только в единстве их сила, но когда дошло до денег, никто не согласился даже на рубль платить больше, чем сейчас.

Надо бы привлечь новых членов, но, как видим, и старые разбегаются при такой работе руководящих органов СКФФ. Можно бы дирекции разрешить заняться коммерческой деятельностью, чтобы подкормиться, да устав не позволяет.

В итоге, сохранив чистоту рядов и помыслов, остались с бюджетом, предусматривающим годовой фонд оплаты труда директору 24 тыс. руб.

Фермеры признали работу совета, а заодно и исполнительного директора неудовлетворительной. Переизбрали совет и председателя. Им стал глава фермерского хозяйства из Волчихи Александр Балаков. Контракт с Александром Вайсом пока не разорвали. Вопрос этот серьезный, и, просидев весь день без обеда, фермеры решили перенести назначение исполнительного директора на ближайшее заседание совета. Некоторые высказали сомнения, удастся ли вообще найти директора на зарплату 2 тыс. руб.

Неожиданно свою кандидатуру предложил Сергей Тимченко, известный в фермерских кругах юрист. Но его кандидатуру даже не стали рассматривать. Может, торопились домой?

Конфликт в фермерском союзе - это буза двух-трех человек?

В канун отчетно-выборного собрания в Союзе крестьянских фермерских формирований Алтайского края мы встретились с его исполнительным директором Александром Вайсом, чтобы поговорить о проблемах СКФФ и самих фермеров.

- Александр Александрович, как вы восприняли новость о том, что "Алтайагропрод" прекращает кредитование крестьян?

- Администрация края пошла вразрез с отработанной схемой, и, я думаю, это серьезно подорвет экономику хозяйств. В прошлом году только фермеры заключили с "Алтайагропродом" около тысячи договоров на 198 миллионов рублей (это примерно половина от общего объема). При этом возвратность у фермеров была на уровне 98 процентов, а у коллективных хозяйств меньше 50 процентов.

Если бы изначально давали кредиты только тем, кто способен развиваться, не было бы разрухи в аграрном комплексе. Сильные потихоньку бы подбирали умирающие хозяйства, и краевой бюджет не имел бы потерь от неэффективных вложений. А сегодня одним чохом отказали всем.

Теперь по просьбе Главного управления сельского хозяйства собираем заявки на получение бюджетных ссуд. Желающие есть, но времени до начала весенне-полевых работ остается немного, боюсь, останемся ни с чем.

- Зато, говорят, в этом году можно будет больше взять в кредит сельхозтехники…

- Да, по федеральной лизинговой программе "Алтайагроснаб" планирует поставить комбайны и тракторы на 684 миллиона рублей. Из общей суммы фермерам выделяется 10 процентов, но, как правило, мы в 2-2,5 раза перебираем эту квоту. В прошлом году взяли техники на 104 миллиона рублей.

Ежегодно мы работаем с Сибсоцбанком по краевому лизингу. Нынче это сотрудничество, надеюсь, станет еще успешнее, так как удалось снять несколько условий при получении займа. Например, договорились, что по мере расчета за технику уменьшается размер залога. Высвободившуюся из-под залога технику можно направить на обеспечение другого кредита.

- Скажите, к вам за помощью могут обращаться только члены вашего союза?

- Кто обращается, тем и пытаемся помогать. Правда, на последнем заседании правления мне было сказано, что нужно работать только с членами СКФФ.

- А что дает членство фермерского союза в Алтайском союзе предпринимателей?

- Наше объединение намного старше Союза предпринимателей. Я помню, как на первых порах предприниматели ставили себе в образец нашу работу. Но сегодня АСП настолько мощно развивается, что мы там стали бледно выглядеть. У нас уже нет серьезных идей, которые предприниматели смогли взять на вооружение. У них же, напротив, есть что нам предложить. Выделили отдельный блок по работе с аграрным комплексом. Давайте, говорят, работайте, используя опыт по кредитной кооперации, наших юристов, депутатов. Но в совете СКФФ мне объясняют, что, мол, нам нечего делать на заседаниях АСП.

- Можете как-то прокомментировать те обвинения, которые высказывают некоторые члены совета союза в ваш адрес?

- Вайс не определяет политику в союзе, я лишь исполнитель воли фермеров и совета. Но правление в прошлом году практически не работало. В кассе союза постоянный дефицит средств. За прошлый год вместо 84 тысяч рублей я получил фонд зарплаты только 44 тысячи. На текущий год зарплата исполнительному директору (он же бухгалтер и техничка) определена в 2 тысячи рублей в месяц. Кто за такие деньги будет работать?

Конфликт в союзе - это буза двух-трех человек, а не мнение всех фермеров. Но я боюсь, что это ненужное противоборство приведет к тому, что союз развалится.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость