Экономика

Маленькие секреты большой компании

Многие руководители занимаются не только своей карьерой, но и помогают достичь профессионального успеха другим людям. Например, Елена Бросалина, которая отвечает за работу службы персонала компании "Хлеб Алтая", штат которой насчитывает около тысячи человек. На языке западных партнеров ее должность называется HR-менеджер. Елена Бросалина рассказала нам, в чем заключается ее работа на одном из крупнейших предприятий агропромышленного комплекса Алтая.

Служба персонала появилась в компании "Хлеб Алтая" год назад. Прежде головной офис располагался в Рубцовске, и основные операции, связанные с кадровыми вопросами, выполнял секретарь-референт, который совмещал эту должность с работой инспектора по кадрам. После открытия головного офиса в Барнауле руководством была поставлена задача усовершенствовать механизм взаимодействия между всеми подразделениями компании на территории Алтайского края.

- Именно тогда особо отчетливо проявилась необходимость сделать так, чтобы во всех подразделениях, разбросанных по территории края, у сотрудников было единое представление о службе персонала, и ее роли в компании, о корпоративной культуре, - рассказывает Елена Бросалина. - Тогда я и была приглашена в "Хлеб Алтая" на должность менеджера по персоналу.

- Чем на новой работе вы решили заняться в первую очередь?

- Год назад в компании происходило интенсивное увеличение штата. Первоочередной задачей был подбор персонала. Штат головного офиса, например, вырос почти в пять раз. Также в мои функции входило ведение делопроизводства. Практически все начальники отделов кадров мельничных комбинатов подчинялись мне.

- А насколько далеко службе персонала предприятия "Хлеб Алтая" в своей деятельности удалось уйти от рядового отдела кадров?

- Мы стараемся работать по всем направлениям кадрового менеджмента. Во всяком случае, насколько это позволяют имеющиеся ресурсы. Во-первых, это оценка потребностей предприятия в тех или иных специалистах, создание кадрового резерва. Во-вторых, это подбор персонала, проведение первичного собеседования, диагностика кадров. Последним этапом перед утверждением на должность становится собеседование с одним из топ-менеджеров. К этому моменту служба персонала должна знать о соискателе работы если не все, то почти все. Очень важна и функция адаптации персонала. Для нас важно, чтобы человек в ходе испытательного срока решил, насколько осознан его выбор.

- В этой работе вы прибегаете к услугам независимых консультантов или кадровых агентств, как это делают многие фирмы?

- До того, как было создано возглавляемое мною подразделение, обращались к услугам рекрутинговых агентств. Но потом от этой схемы отказались. Дело в том, что в компании формировалась корпоративная культура, и не совсем правильным стало подбирать людей только по профессиональным критериям. Хотелось бы, чтобы сотрудники подходили компании по образу мысли, по взглядам коллектива.

- Считается, что в большинстве российских компаний статус отдела по работе с персоналом несколько занижен. Например, HR-менеджеры не принимают участия в планировании бюджета предприятия, их не приглашают на "планерки в верхах".

- В этом плане мне повезло. В компании моя должность и статус совпадают с моими внутренними понятиями, что такое "эйч-ар". В нашей компании руководители отделов принимает участие в формировании бюджета и принятии других важных решений. Конечно, какие-то предложения принимаются, какие-то нет.

- А как в компании "Хлеб Алтая" прививают корпоративный дух?

- Коллектив сплачиваем через регулярные спортивно-оздоровительные и туристические мероприятия. Мужчины играют в футбол, женщины состязаются в перетягивании каната и армреслинге. Участие добровольное, на лыжню никого насильно не ставим.

- В задачу HR-менеджера входит и разработка программ мотивации персонала. Вам приходилось работать над такими программами?

- Программа есть, и она включает в себя материальные и нематериальные стимулы. Помогаем решать жилищные проблемы, выдавались беспроцентные кредиты, сотрудникам, проработавшим более года, предоставляется бесплатное питание. В идеале, сотрудник, имея определенные заслуги перед предприятием, должен сам определять, что ему в данный момент необходимо больше - поездка в санаторий, бесплатный проезд или что-то еще. К этому сейчас и стремимся.

- Приходится ли вам разрешать конфликты в коллективе?

- Мы сталкивались с другой проблемой. Расширение коллектива происходило в короткие сроки. Это приводило к тому, что в периоде адаптации находились одновременно и начальники отделов, и их починенные. Что не позволяло им в полной мере сразу раскрыть себя. Например, руководители не сразу стали прибегать к более жестким формам внутреннего контроля. Это серьезно отражалось на работе компании.

- Вам самой приходилось переманивать перспективных сотрудников из других компаний?

- Да, приходилось заниматься и этим.

- Есть ли профессиональные секреты у специалистов по работе с персоналом?

- Опытный менеджер знает, какие приемы работы с людьми будут эффективными в конкретном коллективе. Есть определенные технологии, которые он разрабатывает сам. Например, как воздействовать на человека, чтобы он ни за что не ушел в другую компанию. Но такие секреты не раскрываются.

Справка редакции

Елена Бросалина закончила факультет охраны окружающей среды АлтГТУ, факультет психологии Московского психолого-социального института. Работала в отделе кадров уже не действующей в настоящее время барнаульской компании. Создав частное предприятие, занималась консультированием предприятий по вопросам управления персоналом. Далее получила приглашение работать в головной офис компании "Легио", расположенный в Москве. Там она отвечала за доведение идеологии руководства компании до региональных представительств "Легио". В компании "Хлеб Алтая" работает в течение года.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость