На прошлой неделе глава торгово-производственной фирмы "Мария-Ра" Александр Ракшин побывал в Нижнем Новгороде и Челябинске, где изучал работу коллег, торгующих под вывеской одного из лидеров российских торговых сетей - компании "Пятерочка".
Еще в ноябре по инициативе Ракшина руководители наиболее крупных за Уралом торговых сетей - барнаульской "Мария-Ра", кемеровской "Коры" и красноярского "Каравая" - посещали учебный центр и офис "Пятерочки" в Петербурге, где и получили предложение заключить с ними договор франчайзинга. Такое соглашение дает право пользоваться вывеской "Пятерочки", ее технологиями торговли, но главное - получать товары по более низким ценам. Эта питерская фирма, имеющая миллиардный оборот, около сотни собственных магазинов в обеих российских столицах и столько же работающих под ее флагом, может брать у производителей очень крупные партии товара на выгодных для себя условиях.
Предложение заманчивое, но франчайзер за свои услуги требует определенную плату. Вот поэтому Александр Федорович так долго и тщательно взвешивает все плюсы и минусы. Конечно, для начинающих такое покровительство очень полезно. Но у "Мария-Ра" самая большая на азиатской территории России торговая сеть. Сегодня ее 42 магазина каждый день посещают более 150 тысяч покупателей, а до конца года в Барнауле появится еще 12 магазинов и десяток во всех городах края. В планах следующего года - завоевание новосибирского потребителя.
"Наше желание - идти в ногу со временем, - говорит Ракшин. - А время диктует компаниям объединяться, чтобы сократить издержки и выстоять в жесткой конкурентной борьбе". В мировой экономике идут процессы глобализации. Крупная рыба съедает мелкую. Мощные американские компании, демпингуя, успешно покоряют европейский рынок, западноевропейские, в свою очередь, - наш. Привыкшие к торговой надбавке вчетверо ниже российской, просчитывающие в своих расходах каждый цент, они сегодня семимильными шагами осваивают Москву и Питер. На следующий год возьмутся за города с миллионным населением, а там придет черед всех краевых и областных центров. Торговые сети российского масштаба уже есть в Барнауле: "Эльдорадо", "Спорт - Мастер" и др. Но когда здесь появится западный капитал, возможно, что и им придется туго.
Руководитель "Мария-Ра" считает, что завтрашний день - в объединении торговых сетей. "Поэтому, - говорит он, - мы до осени либо примем предложение "Пятерочки", либо создадим тройственный союз с "Корой" и "Караваем". Уже сейчас в Москву поданы документы на регистрацию торговых марок восьми продуктов, которые будут принадлежать сразу трем сибирским "сетевикам". Расширение сбыта, по мнению Александра Ракшина, сократит издержки на продвижение новой продукции и позволит закупать ее по более низкой цене. Соответственно снизится и цена реализации. От чего выиграет рядовой покупатель.
Самое важное - в нашем Telegram-канале