Экономика

Маршрутные такси остаются без касс, несмотря на штрафы

В Барнауле начинается новый виток борьбы налоговой инспекции и предпринимателей из-за установки кассовых аппаратов в маршрутных такси. Пока бизнес терпит поражение. Арбитражный суд Алтайского края в конце марта в восьми случаях из десяти подтвердил право налоговиков штрафовать предпринимателей, не купивших кассовую технику для своих "Газелей". Администрация города, которая является регулятором рынка пассажироперевозок, пока сохраняет вооруженный нейтралитет.

История борьбы пассажироперевозчиков и налоговой инспекции имеет глубокие корни. В декабре 2000 года российское правительство приняло постановление №917 с перечнем видов деятельности, освобождаемых от обязанности использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). Маршрутных такси, как и еще ряд видов деятельности, например, такси, в нем не оказалось. Налоговая инспекция практически сразу приступила к исполнению документа. А предприниматели практически сразу начали возмущаться. Вопросу об установке касс в маршрутках (на разных этапах обсуждения проблемы к этой категории пытались отнести даже весь коммерческий транспорт) было даже посвящено заседание межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при главе администрации края. Но вопрос не решился и там. Как не решился он и после принятия нового закона о ККТ в апреле прошлого года.

Сама история взаимоотношений между пассажироперевозчиками и налоговиками сводилась в основном к совместным заседаниям (в налоговой инспекции их называли встречами), где предпринимателей пытались убедить соблюдать закон. О том, что закон не на их стороне, бизнес не спорил, но кассы все равно не устанавливал. Основные аргументы - несовершенство кассовых аппаратов и их неприспособленность к эксплуатации в транспорте, проблемы с безопасностью движения.

Однако в конце прошлого и начале текущего года районные налоговые инспекции перешли к активным действиям. На предпринимателей, чьи "Газели" попали под рейды налоговиков, были наложены штрафы. Девятеро из них решили обратиться в арбитражный суд и оспорить право налоговой инспекции штрафовать их за неустановку ККТ. А сейчас стало известно о том, что как минимум семь человек из них свои дела проиграли. Два дела, завершившиеся не в пользу налоговиков, как утверждает начальник оперативного контроля и применения ККМ краевой налоговой инспекции Александр Гурин, были проиграны по формальным признакам. Например, налоговики не смогли доказать факты оказания услуги. Как сообщил нам начальник юридического отдела краевой налоговой инспекции Виктор Черных, проиграли в суде индивидуальные предприниматели Матюхин (Октябрьская инспекция), Кречетов и Коротких (Железнодорожная), Зайцев, Калашников и Максимов (Индустриальная). Как минимум двое из них - Зайцев и Калашников - подали апелляцию.

Налоговая инспекция настаивает на неукоснительном соблюдении закона. "Кассовый чек будет подтверждать договор между производителем услуги и потребителем. А то в случае аварии пострадавшие не могут в суд пойти", - полагает Александр Гурин. Других аргументов у налоговой инспекции нет. Подавляющее большинство пассажироперевозчиков работает на едином налоге на вмененный доход, уплачивая фиксированную ставку налога. В целях налогообложения заставлять их устанавливать кассовые аппараты бесполезно. В свою очередь предприниматели пока предпочитают платить штрафы, не устанавливая касс. Все судившиеся с налоговой инспекцией пассажироперевозчики не относятся к категории крупных. И тяжелая артиллерия в бой пока не вступала. Как сообщил нам руководитель Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов, "в этом деле нет никаких подвижек". Он считает, что все действия налоговой инспекции потакают интересам продавцов кассовых аппаратов. "Я был в Новосибирске и увидел, какие проблемы у местных предпринимателей вызывают кассовые аппараты. На каждый автомобиль нужно будет покупать по две кассы. "Газель" это ведь не магазин, где она стоит, и никто ее не трогает", - полагает Валерий Леонов. По его словам, как только решатся кадровые вопросы в администрации края, предприниматели будут пытаться отстоять свои интересы с помощью властей.

Между тем, налоговики так же ждут помощи от администрации. Но от городской. Фактически регулятором на местном рынке пассажироперевозок является транспортный комитет городской администрации. Сейчас в мэрии разрабатываются конкурсные условия, по которым предприниматели будут допускаться к перевозке пассажиров. И краевая налоговая инспекция официально предложила включить в них пункт о необходимости установки касс в маршрутных такси. По нашей информации, к этому предложению в мэрии относятся достаточно напряженно. Руководитель транспортного комитета мэрии Сергей Калинкин на прошлой неделе отказался обсуждать с нашим корреспондентом возможность включения этого пункта в конкурсную документацию. Но сообщил, что "мы не можем заставлять предпринимателей делать то, что выходит за рамки наших полномочий. За это нас наказывает прокуратура. Кассовыми аппаратами занимается налоговая инспекция, а не транспортный отдел". Мы по-прежнему следим за развитием событий.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость