Экономика

Местный корпоративный сектор IT-рынка мелеет, но надеется на лучшее

Рост и качественное развитие корпоративного сектора краевого IT-рынка не мешает специалистам называть его «мелеющим» и «ограниченным». Это заставляет многих местных игроков развивать многопрофильную деятельность, делать ставку на особенно ярко растущий потребительский сегмент. Но о корпоративном секторе никто не забывает. Считается, что его «взрывной рост» еще впереди. Некоторые даже ожидают, что он начнется на днях.

Технологии роста

Корпоративный сектор считается одним из самых первых потребителей информационных технологий. «Самыми первыми покупателями компьютеров были представители финансового сектора: банки, биржи», - рассказывает начальник отдела маркетинга CT Group Елена Струкова. Так что во многом именно корпоративному сектору местный рынок высоких технологий обязан становлением и развитием. Рассказывают, что в самом начале наибольшим интересом у покупателей пользовалась техника, потом интерес сместился к программам «для автоматизации отдельных процессов», под которые и покупались компьютеры. Следующим шагом был интерес к прокладке локальных сетей. А сегодня все чаще к корпоративному сектору применяются такие понятия, как оптоволоконные сети и системы управления предприятием.

«Корпоративный сектор постоянно растет вширь и в высоту», - считает генеральный директор компании «Корпоративные системы» Игорь Бубуненко. «Вширь - это значит, что количество клиентов, которых можно причислить к корпоративному сектору, постоянно увеличивается, а в высоту - означает рост сложности требуемых клиентам решений, возрастает количество бизнес-процессов которые необходимо автоматизировать», - поясняет он. В абсолютных цифрах рост рынка оценивается в рамках 20-25% в год. Но это во многом условные цифры. «Достаточно большая часть представлений о рынке складывается на основе «ощущений», общения с другими игроками рынка», - констатирует Елена Струкова.

Любопытно, что грань между корпоративным и потребительским сегментами во многом размыта. Большинство компаний на IT-рынке сегодня пытаются обосноваться в обоих сегментах. «Каждая компания для себя устанавливает эту грань. Но необходимо признать, что идеальный на сегодня вариант – это когда компания занимает хорошие позиции в обоих сегментах», - считает руководитель отдела корпоративных решений компании «Нэта» Александр Овсянников. Причина такого подхода достаточно проста. Несмотря на очевидный оптимизм, царящий сегодня на потребительском рынке, корпоративный сегмент остается не только более прибыльным, но и достаточно перспективным.

Прибыльные услуги

Размытость грани между потребительским и корпоративным сегментами проявляется, конечно, не только и не столько в позиционировании компаний. На рынке достаточно и узкоспециализированных фирм, которые не без оснований считают свою модель развития наиболее оптимальной и перспективной. В потребительском сегменте - это, например, «Арсиситек». В корпоративном - те же «Корпоративные системы». Но четкой грани все же нет. И иногда это проявляется достаточно интересно. Например, компьютеры, собираемые в Москве под «федеральными» брэндами для домашних пользователей, в Алтайском крае продаются на потребительском рынке редко. «Доля подобных компьютеров здесь составляет доли процента», - говорит Елена Струкова. Зато они стали удобным инструментом в работе на корпоративном секторе. Крупные заказы обычно разыгрываются на тендерах. И зачастую в конкурсной документации содержатся требования, соответствовать которым по объективным причинам может только «федеральная» сборка. Поэтому любая крупная компьютерная компания краевого IT-рынка имеет дилерский контракт с одним из федеральных производителей.

Но работа в обоих сегментах все же остается преобладающей моделью развития. По словам Александра Овсянникова, в корпоративном секторе сегодня можно выделить «большую тройку» компаний - «Галэкс», «Компьютер-Трейд» (работает под маркой CT Grоup) и «Корпоративные системы». Из них разве только последняя компания не предпринимает никаких активных действий на розничном рынке. «Розница интересна тем, что дает неплохие показатели по валовому объему доходов», - считает Александр Овсянников. Зато интеграция (компании, выполняющие корпоративные заказы, часто называют «системными интеграторами») более прибыльна. «Действительно, компьютерный рынок, и особенно его розничное подразделение, считается "поломанным" по ценам. Проблема в том, что во время его становления шли жесткие ценовые войны, в результате которых мы имеем небольшую норму прибыли на технике. Корпоративный рынок характеризуется прежде всего тем, что продажи практически всегда сопровождаются высокотехнологичными услугами. В этом сегменте продается не техника - продаются именно решения, в разработке и реализации которых участвуют высоко профессиональные специалисты», - объясняет Елена Струкова.

Доля услуг, констатируют участники рынка, постоянно растет. «В различных областях деятельности доля услуг в продаже может составлять от 15 до 50%», - говорит Елена Струкова. «В нашей компании по первому полугодию цифры примерно такие. Доля проектных решений составляет около 40%, доля услуг - 20-25%», - раскрыл цифры Александр Овсянников. А Игорь Бубуненко считает, что необходимо делить услуги на платные и условно бесплатные. «Если говорить о соотношении между ними, то в последнее время наблюдается незначительный рост платных услуг. Это говорит о росте уровня потребителей», - считает он.

Уходят на запад

Понятно, что большинство интеграторов стремится увеличить долю услуг в каждом конкретном решении. Но сделать это бывает не всегда просто. «В настоящее время мы зачастую сталкиваемся с ограничениями емкости рынка - поэтому большинство региональных компаний вынуждены развивать несколько IT-направлений, отходить от узкой специализации», - уверена Елена Струкова. А по оценке Игоря Бубуненко, корпоративный сектор и вовсе мельчает. И виной тому административная реформа. По оценке агентства «Эксперт-Регион», львиную долю услуг на IT-рынке потребляет нефтяная и нефтегазовая промышленность (59,8%), на втором месте химическая и нефтехемическая промышленность (10%). Третьим идут госструктуры (8,6%). Не трудно заметить, что ни нефтянка, ни химическая промышленность активного развития в нашем регионе не получили. А государство сейчас переживает административную реформу.

«Сегодня все большее количество предприятий «переподчиняется» либо федеральному центру, либо столице федерального округа. Соответственно и инвестиции, которые идут в наш регион, образуются в Москве или Новосибирске. И распределяются они, как правило, централизованно. Вместе с этими инвестициями в край приходят неместные интеграторы. В этом плане, конечно, рынок мельчает. Мы уже не участвуем или участвуем крайне редко в решениях задач информатизации федеральных структур территориального уровня. Так же, как и в информатизации крупных промышленных предприятий, вошедших в федеральные холдинги», - говорит Игорь Бубуненко. Яркий пример, иллюстрирующий эту тенденцию, по словам нашего эксперта, - «Алтайтелеком», ставший региональным филиалом «Сибирьтелекома». Но, с другой стороны, говорит Бубуненко, «крупные федеральные компании все чаще привлекают нас к участию в проектах на условиях субподряда».

Государство поможет

Несмотря на столь нерадостные тенденции, никакого пессимизма на корпоративном секторе не наблюдается. Даже наоборот. Многие ожидают резкого роста. Дело не только в том, что местные компании среднего бизнеса, по оценке Александра Овсянникова, «все чаще смотрят в сторону автоматизации», но и в больших надеждах на государственную помощь. Не в виде субсидий, конечно, а в виде закупок. Ведь вся первая половина 2004 года была во многом потеряна из-за административных преобразований и выборов. Так что на второе полугодие, ожидают наши эксперты, должен прийтись пик отложенного спроса. И начало осеннего сезона многих укрепляет в этих надеждах. «По нашим оценкам в этом году сезон на корпоративном секторе начался раньше обычного. Да и лето было не таким «мертвым». Думаю, по абсолютным значениям в этом году корпоративный сектор вырастет больше обычных 25-30%. Особенно если учесть факт бюджетного недофинансирования многих госструктур», - говорит Александр Овсянников. Другие игроки рынка надеются хотя бы на сохранение среднесезонного показателя.

«В этом году мы ожидаем повышения роста интереса к проектам по внедрению корпоративных информационных систем. Мы могли бы, может быть, говорить об интересе к каким-то технологическим новинкам типа радиодоступа к сети Интернет, но они, скорее всего, не будут носить массового характера. В целом же считаем, что на этом рынке не предвидится каких-то всплесков или неожиданных поворотов, если все макроэкономические тенденции будут неизменными. По-прежнему заметно развитие, появляются новые интересные проекты, но чего-то неординарного не предвидится», - рассказала Елена Струкова. «Дай Бог, если прогноз о резком приросте рынка окажется справедливым. Но государство для нашего рынка - еще не все. С местными органами власти работать сложно из-за их недофинансирования. Здесь наблюдается некая стагнация. Поэтому я бы в своих прогнозах был более осторожным. Думаю, что все ограничится обычным ростом рынка с учетом сезонного колебания», - говорит Игорь Бубуненко.

Если все так, то корпоративный сегмент вступает в фазу стабильного роста при некотором «измельчании» регионального рынка и смещении некоторых игроков в сторону субподряда. Но возможность нового резкого всплеска, учитывая заканчивающуюся административную реформу, не замечать нельзя. Потребительский сегмент, резко возросший в 2003 году, показывает - резервы для роста всегда рядом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость