Экономика

Многоходовый расчет

Лишь немногие алтайские банки и местные филиалы крупнейших столичных банков всерьез занимаются в нынешнее время развитием эквайринга. Связано это, в первую очередь, с тем, что установка банкоматов и терминалов в торгово-розничных сетях, пунктах общественного питания, гостиницах и других многолюдных местах связана с многочисленными хлопотами, а понесенные финансовые затраты окупятся нескоро. Тем не менее, банкиры продолжают заниматься эквайрингом и говорят, что работают на перспективу.

Для многих банков развитие эквайринговой сети не являлось в этом году приоритетным направлением в их деятельности. Такое нежелание концентрировать усилия на установке банкоматов во многом объясняется тем, что размер самого рынка пластиковых карт в Алтайском крае пока еще не слишком большой. Пластиковые карты для большинства их владельцев по-прежнему остаются средством начисления и получения зарплаты, а не тем "электронным кошельком" или инструментом расчета, какой призваны быть по существу. Это наглядно подтверждается цифрами. Согласно статистике прошлого года, оборот снимаемых с карточки наличных средств составил 98% от общего объема, а вот оборот средств по пластиковым карточкам в торгово-сервисных предприятиях - всего 2% (подробнее об этом см. справку редакции). Цифры - весьма красноречивые.

Можно выделить, пожалуй, два наиболее активных банка, которые уделяют сегодня развитию эквайринга достаточно большое внимание. Прежде всего, это "Алтайсбербанк", который остается сейчас безусловным лидером рынка пластиковых карт (прежде всего, по нашим оценкам, за счет проекта "Сберкарт"). Во-вторых, ведущее положение в обслуживании международных пластиковых карт (системы VISA и MasterCard) занимает "Альфа-банк", который, по последним данным, установил только в Барнауле около 40 "точек" эквайринга.

По словам Андрея Карачева, начальника отдела розничного бизнеса алтайского филиала "Гута-банка", следует выделить три проблемы, которые препятствуют строительству эквайринговой сети. "Основная техническая проблема - это плохая связь, которую предоставляет оператор, являющийся монополистом в этой области. Из-за этого обслуживание в режиме он-лайн растягивается на несколько минут. Вторая причина - небольшой рынок пластиковых карт в Барнауле. В психологии людей до сих пор существует стереотип, что во время данных операций возможен обман, а также, что это - неудобно. Третья проблема заключается в неготовности многих торговых точек Барнаула устанавливать у себя терминалы, принимающие к оплате пластиковые карты. И на то, чтобы убедить их владельцев, порой уходит больше времени, чем на внедрение очередного зарплатного проекта", - поделился с нами размышлениями Андрей Карачев.

Евгения Ганиевская, начальник отдела розничных продаж Алтайского филиала "Альфа-банка", указала еще на одну причину, из-за которой владельцы магазинов неохотно идут на соглашение с банком установить на своей территории банкомат или терминал. В настоящее время платежи по пластиковым картам приравнены к наличным, а не безналичным рачетам. Для многих торговых магазинов, находящихся сегодня на упрощенной системе налогообложения, это невыгодно, поскольку сумма их фискальных платежей напрямую зависит от размера оборота. Однако с 1 января 2004 года вступит в силу закон, который приравнивает расчеты по пластиковым картам к безналичным. "После этого темпы роста эквайринговой сети должны увеличиться", - говорит Евгения Ганиевская.

Отношения между различными магазинами и банками по установке банкоматов и терминалов заслуживают отдельного разговора. Вот наиболее характерный пример. Банки давно и с интересом наблюдают за тем, когда же в торговой розничной сети магазинов "Мария-Ра" в массовом порядке в местах оплаты продуктов питания установят терминалы. Однако руководство сети явно не торопится это делать, а предпочла установить в самых крупных магазинах (в ЦУМе и в магазине самообслуживания на Красноармейском проспекте) банкоматы. При этом менеджеры "Марии-Ра" руководствовались тем, что если владелец пластикокй карточки захочет рассчитаться при помощи "электронного кошелька", то он просто снимет деньги с закрытого или открытого счета в банкомате и заплатит кассиру.

Подобных примеров хватает. Дело в том, что банки и торгово-сервисные предприятия, ведя переговоры об эквайринге, зачастую не могут прийти к согласию по комиссионному проценту, который должен отчислять магазин банку. Как правило, комиссия составляет от двух до трех процентов от суммы оборота по пластиковым карточкам. Руководители некоторых торговых предприятий считают, что это слишком большие цифры, и предлагают только 1%. Но это уже не устраивает банкиров. Если учесть, что стоимость терминала составляет сегодня порядка 1 тысячи доларов, то несложно подсчитать, что даже при комиссии в 2-3% ждать окупаемости терминала придется очень долго. А про банкомат и говорить страшно.

"Я бы отметила, что современные руководители торгово-сервисных предприятий охотно идут на установку банкоматов и терминалов. Они прекрасно понимают, что, во-первых, это благоприятно влияет на имидж самого магазина. А, во-вторых, способствует увеличению оборота. Мы уже установили банкоматы во многих магазинах, мебельных салонах, на предприятиях общественного питания, в гостинице "Сибирь" и в кассе авиакомпании "Сибирь". Мы намерены и в дальнейшем активно заниматься эквайрингом, потому что само направление имеет хорошую перспективу. Например, недавно через нашу эквайринговую систему при помощи пластиковой карты была совершена покупка в одном из меховых салонов на сумму 100 тысяч рублей. Для магазина - это весьма солидная сумма", - говорит Евгения Ганиевская.

По мнению экспертов, в ближайшие годы эквайринговая сеть в Барнауле и Алтайском крае будет развиваться более высокими темпами. Свой оптимизм они подкрепляют конкретными цифрами. "Сегодня на рынке присутствуют серьезные игроки, но возможности для расширения эквайринговой сети в Барнауле остаются очень большие. Здесь может спокойно разместиться порядка пяти-семи банков с довольно развитой сетью - по 70-100 точек. В итоге, через три-четыре года в городе будет около 500-700 точек обслуживания пластиковых карт. Сейчас их меньше 200", - говорит Андрей Карачев.

"Я уверена, что эквайрингом будут заниматься в ближайшем будущем все банки, - говорит Евгения Ганиевская. - Сегодняшние трудности вполне предолимы. Конечно, магазин не обязан рассчитывать клиента именно по пластиковой карточке. Но, на мой взгляд, ему всегда выгоднее предложить покупателю два возможных варианта рассчета".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость