Быстрее, выше, сильнее
Упрощенно говоря, спам - это электронные письма, которые мы не хотели бы получать. Последние годы объем спама рос чудовищными темпами. По оценке консалтинговой компании «Ашманов и партнеры», отчет которой попал в распоряжение «ВД», профессионально изучающей «рынок» спама в России, в конце 2002 года спам составлял 30-40% от общего числа электронных писем. А к лету 2003 года его доля превысила отметку 50%. «В 2004 году рост объемов спама от общего почтового трафика увеличился до 75-85% и стабилизировался на этих значениях», - считает директор компании Игорь Ашманов. Убытки, которые приносит спам его получателям, на первый взгляд, незначительны для отдельного пользователя, но в масштабах индустрии и даже отдельных крупных компаний они вполне впечатляющи. По разным оценкам, отмечают в компании «Ашманов и партнеры», на спаме компании теряют от 50 до 200 долларов в год в расчете на одного офисного сотрудника.
В марте 2004 года президент Ассоциации документальной электросвязи России Александр Иванов сообщил, что в России ущерб операторов и пользователей сети Интернет от рассылки несанкционированных рекламных сообщений ежегодно составляет около 55 млн. долларов. «Наша оценка выше - как минимум, 250 млн. евро в 2004 году», - отмечает Ашманов.
Аналитики утверждают, что в прошедшем году в индустрии спама получили развитие несколько характерных тенденций: закончился период лавинообразного роста его доли в общей массе корреспонденции, спам стал криминализироваться и тематически видоизменяться. Отмечается, что сегодня продолжается незначительный, но стабильный, ежеквартальный прирост незапрошенной коммерческой корреспонденции. «Существенных скачков не видно. Объясняется это, очевидно, в первую очередь установкой фильтров и возросшими трудностями по их преодолению», - отмечают в компании «Ашманов и партнеры». По оценкам компании, на конец 2004 года объем спама в Рунете составлял 75-80%, а на отдельных серверах (в основном на серверах публичных почтовых систем) достигал 85-90%. В трафике различных почтовых серверов и, тем более, в почте индивидуальных пользователей показатели количественного распределения спама могут существенно различаться. «Минимум спама в Рунете в 2004 году был зафиксирован 3 мая, а максимального значения уровень спама достиг в первой половине декабря - до 86,5%», - констатирует Игорь Ашманов.
Криминализация спама выражается в его сращении с мошенничеством, фальсификацией, «черным пиаром», рекламой контрафактных и поддельных товаров. Тематический сдвиг спама неожиданно был отмечен к концу 2004 года, когда несомненного лидера - порно-рекламу - вытеснила с первого места реклама «потрясающе дешевых товаров». «В России использование сомнительных способов рекламы пока не считается фактором, существенно влияющим на имидж и репутацию компании, поэтому мелкий бизнес активно использует спамерскую рекламу для продвижения своих товаров и услуг. Не менее половины спама в Рунете рассылается нашими соотечественниками и рекламирует услуги и товары малого бизнеса», - отмечают аналитики из «Ашманов и партнеры».
Неравные силы
Несмотря на то, что компании стараются ограничить себя от навязываемой корреспонденции, отнимающей и время и деньги, бороться с ней довольно сложно. «Спама у нас хватает. Я бы побоялся сказать, что мы решили или знаем, как решить эту проблему. Но определенные шаги делать пытаемся», - говорит генеральный директор компании «Байт Холдинг» Вадим Козлов.
«Сегодня с утра я получил 257 писем. Из них полезными оказались только три, а остальное - спам. В моей корреспонденции доля спама составляет около 95%», - рассказал проректор по информатизации АлтГУ Александр Максимов. По его словам, доля спама во входящей корреспонденции зависит от двух факторов - времени действия e-mail-адреса и должностного положения сотрудника. «Чем дольше действует адрес, тем больше на него приходит спама, и, с другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше у него круг общения и количество лиц, имеющих доступ к адресу его электронной почты», - говорит он. По словам Александра Максимова, единственный эффективный метод борьбы со спамом - борьба с ним самого пользователя, поскольку только он может окончательно определить, спам перед ним или нет. «Это то же самое, что борьба с тлей. Самый эффективный метод - это физическое уничтожение. Мы пытались в АлтГУ ставить фильтры, но в результате вынуждены были ослабить требования к входящей корреспонденции. Иначе до получателей не доходили действительно нужные письма. К тому же сегодня спамеры идут на различные ухищрения с целью обмануть программы фильтрации. Могут, например, прислать картинку, которую невозможно отфильтровать, или сознательно путают буквы в сообщении», - рассказал Александр Максимов.
Такие проблемы возникают у большинства барнаульских компаний, активно использующих электронную почту. Например, центр кадровых технологий «Академия» летом 2004 года вынужден был отказаться от старого адреса электронной почты, начинавшегося на job@. «Это связано с популярностью слова job в сети», - пояснил нам директор ЦКТ «Академия» Дмитрий Лопатин. По его словам, в день на старый адрес приходило до 15-20 мегабайтов спама, после чего и решено было поменять адрес электронной почты. «Сегодня объем спама снизился до 6-7 мегабайтов в день. В среднем объем спама в общем трафике составляет сейчас 40-45%. Вы же понимаете, что полностью победить спам сегодня невозможно, совершенных программ борьбы со спамом не существует. К тому же мне выгодно, чтобы почта приходила в полном объеме, а это заставляет снижать уровень защиты», - рассказал Дмитрий Лопатин. Помимо этой разовой меры «Академия» продолжает применять спам-фильтры, а IP-адреса активных спамеров вносятся в базу данных. Вся корреспонденция с этих адресов автоматически блокируется. «Я заметил, что к спаму стали прибегать некоторые барнаульские компании. Например, недавно, я получил по почте рекламу от одного барнаульского учебного центра», - говорит Дмитрий Лопатин.
Любопытно, что несмотря на все меры, которые наши эксперты применяют для борьбы со спамом, они отмечают, что иногда он оказывался полезным. «Полезным не в качестве содержания, а с точки зрения формы подачи информации. Иногда я подсматриваю в спам-письмах любопытные маркетинговые ходы и использую их в своей работе. Но это единичные случаи», - говорит Дмитрий Лопатин. С ним согласен и Александр Максимов. «Однажды наша веб-лаборатория использовала такое письмо как шаблон для создания рекламы», - рассказал он.
Что дальше?
В компании «Ашманов и партнеры» ожидают, что в 2005 году объем спама стабилизируется, а возможно, даже несколько снизится. Кроме того, они прогнозируют резкий рост рынка антиспамерских технологий и постепенную миграцию спама в ICQ и SMS. Кстати, летом прошлого года вступил в силу первый в России приговор лицу, рассылавшему спам по SMS, о чем «ВД» сообщало. Впрочем, Игорь Ашманов считает, что скорее всего этот случай нужно классифицировать как хулиганство.
Александр Максимов говорит, что необходимо применять эффективные нормативные акты, в том числе уголовное наказание за рассылку спама. «Иначе прогнозы о том, что Интернет из-за спама через три-четыре года прекратит свое существование, вполне могут оказаться вещими», - предупреждает он. Оговариваясь, правда, что в этом вопросе «очень много юридических, этических и философских аспектов». «Есть много писем на грани спама. Например, как классифицировать письмо с просьбой помочь больной девочке? Может быть, кто-то и помог бы, но просто удалил это письмо не читая, приняв за спам. Вообще, в XIX веке жил ученый, который, совершив открытие, не был признан в родном университете. Тогда он написал кучу писем и разослал по всем университетам мира. Нашлись люди, которые эти письма прочитали, оценили открытие ученого, благодаря чему он стал мировой знаменитостью. Между спамом и не спамом очень тонкая граница, поэтому и существует задержка в принятии эффективных законодательных актов. Невзначай можно просто нарушить права человека», - констатировал Максимов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале