Экономика

На "Алтайвагоне" говорят лишь то, что им выгодно

23 августа на предприятии "Алтайвагон" праздновалось серьезное производственное достижение. После пятилетнего перерыва завод вновь приступил к серийному выпуску вагонов-цистерн. При этом не менее важный вопрос о собственниках "Алтайвагона", которому посвящались многочисленные публикации в прессе, был аккуратно отодвинут на второй план. Как выразился генеральный директор предприятия Виталий Ряполов, "политические интриги" вокруг "Алтайвагона" пора прекратить.

Хороший повод для встречи

Возобновление серийного выпуска вагонов-цистерн действительно является важным шагом новоалтайского предприятия на пути к процветанию. Пять лет "Алтайвагон" не выпускал подобную продукцию и только сейчас получил крупный заказ от фирмы "ММК-Транс". Эта "дочка" Магнитогорского металлургического комбината является одной из крупнейших в стране, как сказано в пресс-релизе "Алтайвагона", операторских компаний. И вагоны-цистерны ей потребовались для перевозки светлых нефтепродуктов. На первоначальном этапе новоалтайские рабочие должны изготовить 150 единиц подвижного состава, но не исключено, что до конца года заказ увеличится до 1500 вагонов-цистерн. Заметим, что помощь в этом оказывают сразу три крупных завода - барнаульский "Сибэнергомаш", кемеровский "Кемеровохиммаш" и новосибирский "Сибэлектротерм".

Гендиректор Виталий Ряполов не стал раскрывать журналистам секрет стоимости одной такой вагон-цистерны. Он только отметил, что для возобновления производства предприятию пришлось понести затраты в размере около 1 млн. рублей. Но они должны быстро окупиться, поскольку новый председатель совета директоров "Алтайвагона" Виктор Величко передал коллективу свои поздравления из Москвы и сообщил, что есть перспективы заключения контракта на производство в будущем 3 тысяч вагонов-цистерн.

Однако не меньше этого прессу интересовал вопрос о перестановках в руководстве "Алтайвагона", поэтому обратимся к нему.

Игра в "черный" пиар

Страсти вокруг "Алтайвагона" кипят на протяжении всего лета. За это время в прессу и сеть Интернет просочилось немало противоречивой информации, свидетельствующей о том, что борьба за контроль над новоалтайским заводом разворачивается нешуточная. Некоторые статьи в газетах носили явно заказной характер, и менеджеры предприятия во главе с теперь уже бывшим председателем совета директоров Сергеем Хачатуряном подали иски в суд против некоторых издательств.

Сам Сергей Хачатурян, комментируя возникшую шумиху, говорил о том, что против предприятия развернута "черная" пиар-акция, заказанная рядом операторских компаний, которые стремятся подчинить себе "Алтайвагон". Памятна и пресс-конференция, которая прошла 4 июня в малом зале краевой администрации, во время которой среди СМИ было распространено совместное заявление Сергея Хачатуряна и вице-губернатора края Семена Байкалова, куратора алтайской промышленности. В нем говорилось, что власть обеспокоена скандалом, а все действия, направленные против завода, следует рассматривать, как "затрагивающие непосредственные интересы Алтайского края". Таким образом краевая администрация и топ-менеджмент "Алтайвагона" заручились для будущих действий взаимной поддержкой.

"Секретные" сведения

Но далее, пожалуй, началось самое интересное. Недавно в СМИ появились новые публикации о том, что контрольный пакет акций новоалтайского промышленного гиганта, вопреки всем планам краевой администрации, все-таки продан московским компаниям. Вот, к примеру, какие сведения распространялись в Интернете:

"Сайт "ПолитСиб.Ру" со ссылкой на "Вечерний Новосибирск" уже писал о том, что почти 60% акций вагоностроительного завода "Алтайвагон" проданы фактическим владельцем ОАО "Алтайвагон" Сергеем Хачатуряном компании "Шарк-Про", за которой стоит московская операторская компания "ТК Новотранс". В распоряжение "ПолитСиб.Ру" попали документы, подтверждающие факт продажи 58,5% акций новоалтайского предприятия московской структуре. Новый собственник уже начал на заводе кадровые перестановки.

Согласно выписки из реестра об операциях с ценными бумагами компании "Вагон-Сервис", которая до недавнего времени оставалась одним из основных акционеров "Алтайвагона", в феврале этого года "Вагон-Сервис" продал 22,12% акций ООО "Шарк-Про". Далее в мае в совет директоров завода вошел один из учредителей "Шарк-Про" москвич Андрей Гридин. Тогда же в списке акционеров, кроме "Шарк-Про" появились два новых акционера-физлица, на долю которых в общей сложности приходилось 36,42% акций. Именно этот пакет докупило ООО "Шарк-Про". Таким образом, на сегодня компания владеет 58,4% акций "Алтайвагона".

Новый собственник, за которым стоит крупная столичная операторская компания "ТК Новотранс", уже начал на заводе кадровые перестановки, сменив генерального директора. Потерял свои позиции и Сергей Хачатурян, который до недавнего времени оставался председателем совета директоров завода. Новым председателем совета директоров выбран Виктор Величко".

Наотрез отказавшись от каких-либо комменатариев этой информации, Виталий Ряполов попросил прессу не накалять политические страсти вокруг "Алтайвагона" и дать предприятию спокойно работать. "Я - полноценный генеральный директор завода и круг моих полномочий никак не ущемляется советом директоров предприятия. Меня интересует экономика и финансы. Но отвечать на вопросы по собственности я, извините, не буду. У нас в реестре числятся чуть меньше двух тысяч собственников завода", - закрыл тему Виталий Андреевич.

К сожалению, никто так и не ответил на вопрос, что является правдой, а что вымыслом в этой информации о сделках с акциями "Алтайвагона". Выяснилось только, что 24 июля совет директоров предприятия действительно назначил гендиректором завода Виталия Ряполова, а председателем совета директоров примерно в эти же сроки был избран Виктор Величко, который до последнего времени работал в Москве генеральным директором Центра фирменного транспортного обслуживания при Министерстве путей сообщения РФ. Фактически этот человек курировал все грузовые железнодорожные перевозки в России и СНГ.

Много шума из ничего

По мнению нового руководства "Алтайвагона", именно СМИ раздули "скандал" вокруг предприятия своим излишним любопытством и тем, что суют нос не в свое дело. На наш взгляд, это не совсем так. Это и ваша "заслуга", уважаемые вагоностроители! Противоречивость информации, которую распространяли и сами топ-менеджеры "Алтайвагона", или теперь уже их осторожное молчание, вряд ли снимут нездоровый ажиотаж вокруг завода и его хозяев. Возникает резонный вопрос - а кому, собственно говоря, можно теперь верить, если факт продажи акций действительно имеет место?

В заключении хочется привести еще два примера информационной противоречивости. Раньше руководство "Алтайвагона" намекало, что скандалы в прессе ставят под угрозу контракт на поставку вагонов одному из главных партнеров предприятия, питерскому пивоваренному заводу "Балтика". А на пресс-конференции Виталий Ряполов сообщил: "Как бы не хотелось прессе, чтобы мы поругались, этого не произошло. Сегодня завод имеет заказ от "Балтики" на 500 фирменных вагонов".

"Бредом сивой кобылы" назвал Виталий Ряполов другую версию появления многочисленных публикаций в СМИ о новоалтайском предприятии, когда речь шла о возможной конкуренции между Уральским вагоностроительным заводом и "Алтайвагоном" за право получить будущий госзаказ от МПС РФ. "Надо понимать, что есть конкуренция, а есть корпоративная договоренность между производителями железнодородных вагонов. Все директора предприятий, которые участвуют сегодня в производстве вагонов-цистерн, скоро соберутся вместе для выработки единой ценовой политики. Лучше договариваться, чем воевать", - как бы прокомментировал ситуацию генеральный директор. И мы ему как бы верим.

Максим УГЛОВОЙ

Справка:

ОАО "Алтайвагон" является одним из крупнейших промышленных предприятий в Алтайском крае. Завод расположен в городе Новоалтайске и имеет непосредственную железнодорожную связь со станцией "Алтайская" Западно-Сибирской железной дороги. Площадь территории, занимаемой предприятием, составляет 116,5 га. Численность работников достигает 3300 человек (средняя ежемесячная заработная плата - 3154 рубля).

"Алтайвагон" специализируется на выпуске железнодорожного подвижного состава. Выпускаемые заводом вагоны находят широкое применение в металлургической, горнодобывающей, автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, легкой и других отраслях, а также в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость