Экономика

«На безалкогольном проекте пришлось сэкономить»

Эксклюзивное интервью с генеральным директором БПЗ Сергеем Локтевым.

Планы и факты

– Сергей Александрович, честно признаться, ваша победа в конкурсе «Менеджер года- 2004» для некоторых наших читателей и для редакции «ВД» в определенной степени стала неожиданностью. Есть мнение, что персона генерального директора БПЗ в течение 2004 года находилась в тени, якобы вы свою деятельность сильно не афишировали. Будем признательны, если вы подробно расскажите о том, чем вы занимались в прошлом году, как работало предприятие.

– В 2004 году было достаточно как хороших событий, так и не очень. Если говорить о пивном направлении, то завод отработал на своих проектных мощностях, как и в 2003 году. Активно развивали ликероводочное производство, вложили в это направление достаточно солидные финансовые ресурсы. При этом перечислено в 2004 году в бюджет налогов на сумму 548 млн. рублей.

– Год назад, оценивая долю БПЗ в пивном рынке Алтайского края, вы заявили, что он в должной мере еще не насыщен продукцией возглавляемого вами предприятия. Этим объяснялся и не очень активный выход БПЗ в соседние регионы. В 2004 году что-то изменилось?

– Ничего в этой расстановке еще не поменялось. Мы за прошедший год вложили порядка 2 млн. долларов в развитие пивного направления, но эти ресурсы пошли непосредственно на совершенствование качества выпускаемой продукции, а не на увеличение объемов производства. При этом, по моему мнению, потребление пива в крае практически не выросло. Если оно и увеличилось, то не на ощутимые проценты. Сейчас в пивном направлении перед предприятием стоят четкие задачи. Разработана и готова к внедрению программа увеличения объемов производства пива. Бизнес-план рассчитан на два года, предусмотренные инвестиции – до 30 млн. долларов. И инвесторы уже есть. В целом реализация проекта позволит увеличить объем производства пива до 15 млн. декалитров в год. Однако сейчас есть веский повод задуматься о том, а стоит ли начинать реализацию этого масштабного проекта. Я имею в виду все последние веяния федеральной власти, касающиеся ограничений по продаже пива. Я, естественно, оцениваю эти движения как негативные.

– И все же доля БПЗ на местном пивном рынке изменилась?

– По моим оценкам, она снизилась. Процентов на пять. Почему? Потому что когда рынок просит, а ты не можешь удовлетворить его запросы, эту нишу заполняют другие производители. Я имею в виду те известные заводы, которые нас окружают.

– Приход пивоварни «Артель» как-то повлиял на ваши продажи?

– Нет. Более того, я расцениваю приход «Артели» как позитивный факт. Развиваются свои, алтайские пивовары, которые платят налоги в крае и не вымывают из региона финансовые ресурсы. Будет хорошо, если Волчихинский пивзавод, «Артель» и другие встанут на путь роста.

– Год назад, когда речь шла о введении новых акцизов на пиво, вы пообещали, что в течение первого квартала 2004 года стоимость пивной продукции БПЗ не увеличится, даже если это навредит финансовым показателям завода. Но еще в конце февраля местное пиво начало дорожать. Это была инициатива БПЗ или уже розницы?

– Конечно, розница очень сильно влияет на механизм ценообразования. В течение года у нас были повышения отпускной цены, но они не являлись значительными. С другой стороны, я не оцениваю негативно тот факт, что цена на продукцию является высокой. Если пиво востребовано на рынке по данной цене, значит, это оправдано. Цену качественного пива определяет сам рынок. В этой ситуации выигрывает как производитель, так и продавец и государственная казна. Чем выше цена, тем больше поступивших налогов.

– Начало производства пива в банках вами по-прежнему не рассматривается?

– Пока нет. В планах реконструкции и развития предприятия баночное пиво не фигурирует.

– Намерен ли БПЗ выйти на рынок с новыми сортами пива?

– Планы есть. И некоторые из них, кстати, в 2004 году предприятие не выполнило. Например, не выполнены планы по началу производства безалкогольного пива. Дело в том, что выпуск безалкогольного пива - это достаточно сложный технологический процесс. И под этот процесс необходимо дорогостоящее оборудование. Нами «безалкогольный проект» был оценен примерно в 1,5 млн. долларов. Имея определенные ограничения по ресурсам, руководство БПЗ эту программу из планов на 2004 год исключило.

– То есть главная проблема оказалась в финансовом обеспечении проекта?

– Да. Отмечу, что в 2004 году общие вложения в развитие бизнеса составили около 15 млн. дол. Это солидные затраты, и не удивительно, что определенные планы оказались финансово подкреплены не в полной мере.

– Как выстраивалась маркетинговая политика БПЗ в 2004 году?

– По сравнению с 2003 годом бюджет службы маркетинга вырос примерно на 35%. В 2005 году мы рассматриваем дополнительное увеличение этой суммы еще на 30%.Что касается акций по продвижению продукции, то их мы провели несколько. Может быть, они были не столь заметными, как хотелось бы. Однако два мероприятия я отмечу особо. При генеральном спонсорстве БПЗ на Алтае было проведено первенство России по тхэквондо среди юниоров. На эти соревнования прибыло 550 участников. Подобного мероприятия в крае давно не было. Мы почти на 100% профинансировали эти соревнования.

Кроме того, в 2004 году Епископ Алтайский Максим освятил церковь, построенную нами в городе Белокурихе.

Вредная агитация

– Тема введения ограничений на реализацию пива широко обсуждалась не только среди представителей российской пивоваренной отрасли. Вы, очевидно, не согласны с теми, кто утверждает, что пиво сгубило нацию?

– Не согласен. В США потребление пива на душу населения составляет 165 литров в год, в Европе 145 литров. В России 50 литров. И где нация более здоровая? Судите сами.

– Если намеченные ограничения все же будут введены, как это отразится на объемах производства БПЗ?

– Уточню, что часть предложений законодателей «завернул» президент Путин. Думаю, что проект будет изменен в лучшую для пивоваров сторону, потому что ограничения по пиву могут оказаться более жесткими, чем по водке. Важно понять, что негативное влияние на пивоваренную отрасль способны оказать не столько ограничения, сколько сама информационная кампания, развернутая вокруг этого продукта. Данная кампания была направлена на то, чтобы убедить людей в том, что пиво – вредный напиток. Население получило массу неправильных посылов. И люди реагируют. Начинают верить, что лучше употреблять не пиво, а допустим, джин-тоники.

Изменение динамики объемов производства пива произойдет. Думаю, что предприятия, работающие на европейской части России, в лучшем случае останутся при прежних показателях. В Сибири снижение объемов у производителей составит около 3-4%. Однако мы на это смотрим спокойно. У БПЗ есть ликероводочное производство, благодаря которому мы «не провисаем». Так что на сегодняшний день у нас все выровнено – за счет водочного направления вытягиваем так называемую жидкую группу.

Активно внедрять механизмы развития водочного направления мы начали в 2004 году. В мае-июне стало окончательно ясно, что продукция действительно востребована на рынке. Довольно быстро объемы производства были увеличены в 3,5 раза. В 2004 году БПЗ по объемам выпуска стал вторым производителем в крае. Думаю, благодаря реконструкции и освоенным инвестициям в марте этого года наши производственные возможности позволят увеличить объем выпуска в два раза. Насколько успешно мы сможем работать на таких объемах, это уже другой вопрос.

Тяжелая тема

– В какой стадии сегодня реализация проекта на заводе РТИ? Год назад вы прогнозировали рост экономических показателей РТИ на 60–70%. Это произошло?

– Тема с РТИ, сразу скажу, тяжелая. В целом завод отработал со снижением показателей на 7-8% к уровню 2003 года. Мы не смогли вывести предприятие на качественно новый уровень.

Проблема заключается в том, что долги предприятия, сформированные в 1992–1993 годах, составляли более 100 млн. рублей. Взяв это предприятие, мы погасили долгов на сумму порядка 50 млн. рублей. Вложения в завод составили 104 млн. рублей. В настоящее время, по оценкам наших экспертов, необходимо вложить еще около 150 млн. рублей. Сейчас завод проходит процедуру реструктуризации, в результате которой будет оптимизирована производственная программа и управление предприятием, что явится основой для инвестиционных вложений его дальнейшего развития в размере вышеуказанной суммы.

– Под какую продукцию делаются эти вложения?

– Всего будет семь основных производственных направлений. В их числе футерованные изделия для рудоразмольных мельниц, топливные баки для определенных видов самолетов, в том числе и военных, это продукция для подводных судов, подшапльные прокладки для российских железных дорог.

Компромиссная стратегия

– В 2004 году запланированное открытие «Сити-центра», собственником которого является БПЗ, так и не состоялось. Говоря об итогах вашей работы в прошлом году, этот факт можно занести в пассив?

– Мы планировали открыть комплекс 25 декабря. В ноябре государственная комиссия приняла объект. Арендаторы получили площади на конкурсной основе, при этом на каждое место претендовало от трех до пяти человек. Но далее мы столкнулись с определенными проблемами. Одна из них – постановка арендатора на площади торгового центра. Согласно разработанной стратегии взаимоотношений с арендатором, эти отношения должны быть компромиссными. Важно сделать так, чтобы для нашего клиента, коим является арендатор, все было максимально удобно. Открытие «Сити-центра» можно было перенести и на начало января, но при этом арендатора нам пришлось бы поставить в жесткие рамки. Этого делать мы не стали. Так, мы пошли навстречу арендатору, открывшему в «Сити-центре» продуктовый супермаркет, который в режиме пилотного проекта хочет на наших площадях оценить перспективы развития своего бизнеса. Опыт других супермаркетов показывает, что работа в таком режиме необходима. Дата же официального открытия «Сити-центра» – 5 марта. Но потребитель увидит далеко не все. Есть еще ряд деталей, которые мы намерены внедрить в течение 2005 года.

– Сегодня на «красной линии» в Барнауле наблюдается избыток торговых площадей. Проект «Сити-центра» задумывался гораздо раньше, когда ситуация была принципиально иной. Нет опасений что проект устарел?

– Общая торговая площадь в «Сити-центре» – около 11 тысяч квадратных метров. При этом сейчас нет ни одного свободного «квадрата». Думаю, это исчерпывающий ответ на вопрос об актуальности открытия крупнейшего в старой части Барнаула торгового комплекса.

– БПЗ оставил для себя несколько «квадратов»?

– Да, есть площадь, на которой будет открыт небольшой фирменный ресторан «Ворсин».

Люди года по версии Локтева

– Сергей Александрович, есть мнение, что, будучи депутатом АКСНД, вы не слишком активно выступаете на сессиях краевого совета. Каковы лично ваши впечатления от работы в законодательном органе?

– Да, в крайсовете есть люди, которые много выступают на сессиях. Но лично я не понимаю, зачем они выступают. Все вопросы, которые выносятся на сессию АКСНД, заранее прорабатываются внутри комитетов. Видимо, у некоторых людей есть настойчивая необходимость громко заявить о себе на сессии, «попиарить» себя. Я не считаю, что я должен так вести себя. Я работаю в комитете по законности и правопорядку. Через этот комитет проходит много законопроектов, которым необходимо дать экспертную оценку. И на этом этапе я активно работаю, высказываю свое мнение и даю рекомендации, которые учитываются. Это и есть суть работы законодателя.

Что касается громких выступлений на сессиях, то это, по большему счету, игра на публику. Игра с расчетом на то, что о тебе напишут в прессе или выпустят сюжет на телевидении. Но послушайте эти выступления! Зачастую нет ни одной ключевой цифры, ни одного веского аргумента. Впрочем, это касается не только публичных выступлений депутатов АКСНД, но и представителей бизнеса. Любая информация должна нести полезные сведения, а не просто словесный выхлоп. Сколько получили прибыли? Сколько налогов заплатили? Сколько инвестировали в развитие производства? Сколько вложили в развитие спорта или в благотворительность? Именно эти критерии говорят, какую отдачу человек сделал для экономики и общества. Рассказать об этом гораздо сложнее, чем заявить, что вот он я такой хороший.

– Не можем не поинтересоваться вашим видением того, что происходит в высшем эшелоне исполнительной власти Алтайского края.

– Не хотелось бы оценивать события, происходящие в администрации края. Это тема для отдельного разговора.

Кстати, я не смог принять участие в опросе, проводимом «ВД» в рамках конкурса «Менеджер года». Давайте я лучше назову своих кандидатов. Это Александр Жарков, Сергей Шабалин, Сергей Мочальников, Александр Ракшин, Юрий Пургин и …И…

– И Сергей Локтев?

– Нет. Себя называть нельзя. Это некорректно, поскольку себя оценить объективно невозможно.

– Почему вы назвали именно этих предпринимателей? О них много сообщали СМИ или вам лично известны показатели работы их предприятий?

– Нет, потому что эти руководители предприятий подходят под те критерии, о которых я сказал чуть выше.

- Где вы провели отпуск в 2004 году?

- Ни в 2003-м, ни в 2004 году я в отпуск не ходил.

- Чем вы увлекаетесь в свободное время?

- Спортом. Это лыжи, горные лыжи и биатлон.

- У вас есть бизнес за пределами Алтайского края?

- Да. Я участвую в определенных бизнес-процессах, ориентированных на столицу.

- Сколько часов в сутки вы работаете?

- В активном режиме работаю около 12 часов.

- Правда, что часть личных доходов вы направляете на помощь церкви?

- Правда.

- Вы ходите в рестораны?

- Да. В Барнауле предпочитаю «Ползуновъ».

- Когда вы в последний раз брали деньги в долг?

- Я никогда не брал денег в долг.

- О чем вы не любите говорить с журналистами?

- Я, в принципе, всегда открыт для общения. Если я, что называется, в теме, то всегда найду в своем плотном графике время для разговора.

Кто такой Сергей Локтев

Сергей Александрович Локтев родился 14 августа 1959 года в селе Верх-Суетка Алтайского края. Значительную часть жизни прожил в Барнауле, в Научном городке. После службы в армии окончил Алтайский государственный политехнический институт по специальности «Машины и препараты пищевой промышленности».

На Барнаульском пивоваренном заводе работает с 1988 года. С 1996 года он заместитель генерального директора, а 28 апреля 2001 года Сергей Локтев становится генеральным директором предприятия. Сергей Локтев – кандидат технических наук. Является президентом Алтайской краевой федерации тхэквондо, мастером спорта по биатлону. У Сергея Локтева трое детей и внук Сергей.

Персона Сергея Локтева была отмечена в выпущенной в 2004 году по инициативе правительства РФ энциклопедии «Лучшие люди России», а БПЗ вошел в номинацию «Надежный бизнес-партнер». По итогам V Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России» БПЗ в 2004 году вошел в сотню лидеров.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость