К таким выводам приходит директор компании “Юридический центр” Юрий ХОЛОДЕНКО, анализируя приказ Минэкономразвития РФ “О порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов”. Приказ был подписан главой Минэкономразвития Германом Грефом 3 августа, а вступил в силу 20 сентября 2004 года. О том, как инициатива министра повлияет на процедуры банкротства, “ВД” рассказал Юрий Холоденко.
- Юрий Витальевич, приказ Министерства экономического развития и торговли уже наделал много шума среди кредиторов предприятий-банкротов. В чем суть этого документа?
-В приказе речь идет об уполномоченном органе в делах о банкротстве. Таким органом в соответствии с ранее принятыми нормативными актами является Министерство по налогам и сборам, которое проходит процесс преобразования в Федеральную налоговую службу. Территориальные управления налоговых органов в делах о банкротстве представляют интересы не только федерального бюджета, но и бюджетов других уровней. Собрание кредиторов, включающее лица, перед которыми у банкрота имеются долги, появляется автоматически. Это собрание и решает дальнейшую судьбу предприятия. Как правило, самые большие долги остаются не перед частными кредиторами, а перед государством по обязательным платежам - налогам, сборам, пошлинам.
На собрании кредиторов решаются такие ключевые вопросы, как введение конкретных процедур банкротства: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Голосование по тому или иному вопросу происходит не руками, а рублями, то есть суммами требований. А поскольку у налоговых органов зачастую самый крупный “пакет голосов”, то, как правило, решение, принятое уполномоченным органом, и будет решением собрания. Сами видите, что очень многое зависит от того, как проголосуют налоговики.
Раньше уполномоченный орган голосовал на собрании кредиторов примерно так. Его представители приходили с приказом, подписанным начальником управления Министерства по налогам и сборам по Алтайскому краю. В этом документе расписывалось, как по тому или иному вопросу нужно голосовать. Судьба голосования всегда решалась еще до его начала. Если раньше налоговики изъявляли свою волю, опираясь на целесообразность принимаемых решений, то сегодня Минэкономразвития РФ принимает общие правила голосования для уполномоченного органа. То есть как себя должен вести орган, представляющий интересы государства при голосовании по какому-либо вопросу. Теперь сделать шаг в сторону от общих правил они себе позволить не могут.
- Видимо, эти жесткие ограничения и вызвали недовольство остальных кредиторов? Какие возможности потенциально исключает Минэкономразвития?
-Меня удивил в первую очередь такой момент. В приказе написано: “При рассмотрении вопроса об отнесении к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, уполномоченный орган голосует против передачи таких полномочий комитету кредиторов”. Необходимо пояснить, что в законе о банкротстве есть два вида компетенции общего собрания кредиторов - вопросы исключительной компетенции и не исключительной. Решения, относящиеся к исключительной компетенции, могут быть рассмотрены только собранием, куда входят все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований.
Но, помимо этого, можно создать еще и комитет кредиторов. Этот орган не заменяет собой собрание кредиторов, но он более мобилен. Так как может взять на себя часть вопросов, не относящихся к исключительной компетенции собрания. Как правило, это вопросы, связанные с распоряжением имущества должника. Комитет собирается чаще и созвать его проще. Туда входят от пяти до 11 человек. А если каждый раз собирать всех кредиторов, это приведет только к затягиванию времени. К примеру, есть предприятия, у которых по 200-300 кредиторов. Закон о банкротстве предписывает, что если кредиторов более 50, то обязательно необходимо создать такой комитет. Причем уполномоченный орган не выступает против создания комитета кредиторов, но смысл подобной структуры уже теряется.
Такая ситуация, безусловно, парализует работу в какой-то степени. Нужно будет продавать имущество, принимать какие-то решения, которые мог бы взять на себя комитет, а это полномочие у него отсутствует. Каждый раз нужно созывать собрание. Все это скажется на том, что деньги не будут своевременно поступать в конкурсную массу. Я считаю, этот момент однозначно принят в ущерб процедурам банкротства юридических лиц.
- Чем объясняется такая позиция уполномоченного органа?
- Думаю, такие ограничения введены, чтобы избежать возможности злоупотребления при голосовании комитета кредиторов. Вряд ли этот шаг оправдан.
- Какие еще тонкости в приказе могут серьезно повлиять на процедуру банкротства?
- Рассмотрим процесс финансового оздоровления. Здесь особых проблем нет, кроме одного нюанса. Уполномоченный орган голосует за эту процедуру, если “графиком погашения задолженности предусматривается полное погашение задолженности по требованиям РФ не позднее, чем в течение шести месяцев с даты введения финансового оздоровления”. Максимальный срок процедуры по закону составляет два года. Маловероятен такой график, чтобы в течение шести месяцев уже можно было погасить требования по обязательным платежам.
Еще один момент, касающийся финансового оздоровления: по приказу уполномоченный орган не будет голосовать за эту процедуру, если учредителями или третьими лицами не предоставлено финансовое обеспечение. То есть если никто из них не предоставит ни поручительства, ни банковских гарантий и т.д.
- В делах о банкротстве всегда есть возможность заключения мирового соглашения между кредиторами и должником. Как по этому вопросу голосует уполномоченный орган?
- Позиция такая же, как и в случае с финансовым оздоровлением. Уполномоченный орган голосует “за” только в том случае, “если проект мирового соглашения предусматривает погашение денежной задолженности по требованиям РФ не позднее 30 дней с даты вступления в силу мирового соглашения”. Не представляю себе ни одного мирового соглашения, где за 30 дней возможно погашение всей задолженности перед РФ. Просто экономически такое условие невыполнимо. Обычно в мировых соглашениях фигурируют вполне приличные сроки. Иногда они доходят до 10 лет. Если бы предприятие за 30 дней смогло рассчитаться по обязательным платежам, то оно и не было бы банкротом. Получается, что возможность заключения мирового соглашения изначально отсекается.
Конечно, Министерство по налогам и сборам представляет интересы РФ. Но согласно закону уполномоченный орган имеет точно такой же статус и права, как и все остальные конкурсные кредиторы. При этом они заведомо создают для себя такие условия, которые в делах о банкротстве позволяют получить выгоды и преимущественное удовлетворение своих требований.
Самое важное - в нашем Telegram-канале