Экономика

Немного "огненной воды"

Новые краевые власти подвели итоги аккредитации оптовых поставщиков алкогольной продукции, которую задумывала провести еще прежняя администрация. Сложившийся порядок в целом решили не ломать - большинство основных соискателей получили "пропуск" на рынок. Но у поставщиков "огненной воды" все равно остались претензии к властям. Представители победивших компаний намекают на "странности", а проигравшие говорят о "психологическом прессинге" и даже собираются судиться.

О готовящейся аккредитации организаций на поставку алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания стало известно в середине мая. По нашей информации, готовились к этой процедуре и в старой администрации, но провести конкурс по понятным причинам не успели. Единая система аккредитации работает по всей России с 1998 года. В Алтайском крае последний раз подобный конкурс проводился в 1999 году, тогда аккредитацию прошла 31 оптовая компания.

В этом году подразумевалось, что аккредитацию смогут пройти только 10 компаний, то есть количество оптовиков предлагалось сократить в три раза. Власти не особо скрывали своих мотивов при принятии такого решения. Производство водки в крае последние несколько лет стабильно падает под натиском конкурентов из других регионов и казахской "паленки". Понятно, что с 10 оптовиками проще было найти общий язык по ассортименту. Другая сторона этой проблемы - налоги. По расчетам вице-губернатора Сергея Тена, из этих 30 компаний всего 10 фирм являются бюджетоформирующими и несущими нагрузку оптового торгового оборота. "Из общего оборота алкогольной продукции на них приходится 88% акцизов и налогов. Еще 10 компаний продавали менее 50 тысяч декалитров в год, что сопоставимо с оборотом отдела в магазине. Естественно такие компании не должны работать, так как их деятельность проходит в теневом сегменте", - сообщает пресс-служба краевой администрации со ссылкой на Тена.

Однако 28 июля, когда были подведены итоги аккредитации, оказалось, что из 27 компаний, предоставивших конкурсные предложения, аккредитацию прошли 16 организаций. Допуск на рынок еще шести оптовиков отложен на октябрь. Аттестаты аккредитации они получат в случае исправления выявленных "незначительных несоответствий". Безоговорочно "за боротом" оказалось лишь пять компаний - две из Барнаула, две из Бийска и одна рубцовская. В пресс-службе краевой администрации "ВД" пояснили, что такой неожиданный либерализм властей связан с тем, что "все 16 организаций соответствовали конкурсным требованиям и отказать им было невозможно". К претендентам на победу применялось три основных критерия: объемы продаж, отсутствие замечаний со стороны налоговых и контролирующих структур и три года работы на рынке.

Большинство участников алкогольного рынка осталось довольно. "Мы согласны с итогами аккредитации. Большого изменения в работе с оптовыми компаниями у нас не произойдет. Единственное, нас немного расстраивает, что не прошли "Лоцман" и "Русский базар", которые стабильно закупали крупные партии. Но до 1 октября мы продолжим работать с ними в прежнем режиме," - сообщила начальник отдела сбыта Барнаульского ликероводочного завода Вера Канарева. Довольны и в компаниях-победителях. "Раз мы попали в окончательный список, значит удовлетворены итогами", - говорит директор компании "Раут ЛТД" Андрей Галушко. Проблемы в том, что бийская "дочка" этой компании "Раут Бийск" не прошла аккредитацию, он не видит. "Просто откроем там филиал. Головная боль будет только на первом этапе, а потом все нормализуется. В любом случае у нас в Бийске около 30 постоянных клиентов, и терять их мы не собираемся", - говорит Галушко. Рад и директор компании "Русский продукт" Леонид Ткаченко: "Мы легко все это сделали, даже не напрягаясь".

В то же время некоторые победители конкурса намекали в разговорах с "ВД" на некоторые "странности" в подведении итогов. Например, прошли аккредитацию несколько компаний, которые работают на рынке менее трех лет. "Это странный конкурс, если выдают аккредитацию компаниям, которые только что начали работать", - сообщил нам на условиях анонимности источник в одной из фирм-победителей. В администрации, впрочем, ничего странного в этом не видят. "Срок работы на рынке - это не первичный показатель, не один же месяц они работают", - сообщили в пресс-службе. По нашей информации, речь идет о как минимум трех подобных компаниях.

Гораздо менее радостно реагируют на итоги конкурса проигравшие. В компании "Лоцман", аккредитацию которой отложили до октября, нам сообщили, что "видели только опубликованный список, и даже не знаем, какие недочеты нам необходимо исправить. Видимо, позже их до нас доведут". Намерен устранить преграды к аккредитации и директор компании "Русский базар" Алексей Злочевский. "У нас низкая наценка, и мы платим не те налоги, которые хотелось бы краю. Что ж, будем поднимать цены, хотя это непосредственно ударит по потребителю", - рассказал он. В то же время саму процедуру аккредитации он назвал "психологическим прессингом". "Когда на межведомственной комиссии все садятся кружком, а тебя поднимают и начинают отчитывать, как на педсовете, становится неприятно. Если чиновники начинают лезть на рынок, ничего хорошего обычно не получается", - говорит Злочевский.

А в компаниях, которым в аккредитации было отказано окончательно, демонстрируют бурю негодования. "Это абсолютное беззаконие и попрание интересов малого бизнеса. Если итоги конкурса не будут пересмотрены, то мы широким фронтом пойдем в суд", - говорит директор рубцовской "Новой компании" Максим Мясников. По его словам, сейчас идут переговоры с краевой администрацией, которые выражаются в "догоняшках с чиновниками". "Но мы надеемся найти выход на замов, и там разговор будет уже серьезный, поскольку власти нарушили ряд положений федерального закона", - говорит он.

Шансов договорится по мирному с администрацией у выкинутых с рынка компаний не много. Она этого и добивалась. "Мы хотим упорядочить рынок, так как наши потребители должны получать только качественную продукцию", - цитирует пресс-служба Сергея Тена, хоть и содержащие в себе некоторое внутреннее противоречие, но полностью отражающие желание властей работать с более или менее крупными компаниями, которые платят устраивающие власти налоги.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость