Экономика

Правительство повысило пошлины на старые иномарки

1 октября вступят в силу два правительственных постановления о повышении пошлин на иностранные автомобили, выпущенные более семи лет назад. Отечественному автопрому самое время праздновать громкую победу - старые иномарки вырастут в цене в 1,5-2 раза. Российский авторынок ожидают серьезные перемены. Однако, не все так плохо, как это кажется на первый взгляд.

Экология-с!

Для физических лиц пошлины на иномарки повысятся следующим образом: при рабочем объеме двигателя до 2,5 тысяч кубических сантиметров - с 0,85 евро до 2 евро за "кубик", свыше 2,5 тысяч единиц - с 1,4 до 3 евро за кубический сантиметр. Для юридических лиц пошлины вообще выросли в 3-4 раза (см. таблицу). При этом правительству удалось устоять перед напором влиятельного автомобильного лобби, настаивавшего на том, чтобы заградительные пошлины были введены и для всех остальных иномарок.

Давно ожидаемое решение правительство мотивировало преследованием двух целей: заботой об отечественной атмосфере и сведением к нулю ввоза в Россию старых автомобилей, что поможет выйти из бедственного положения нашему автопрому. Премьер-министр Михаил Касьянов неоднократно заявлял, что заградительные пошлины вводятся во многом потому, что Россия вслед за Европейским союзом намерена запретить выпуск и эксплуатацию автомашин с повышенным выделением отработанных газов. Российские автопроизводители в июле взяли на себя обязательство вообще прекратить выпуск машин, не соответствующих европейским стандартам. В 2006-2008 годах все новые российские автомобили будут соответствовать этим стандартам.

Выбирать меньшее из двух зол

Несомненно, оказало помощь решение Михаила Касьянова и отечественной автомобильной промышленности. После 1 октября восьми-девятилетний "Фольксваген-Гольф" по цене примерно сравняется с новым ВАЗ-2110. У потребителей появится выбор, и не исключено, что многие будут гораздо чаще отдавать предпочтение российскому новому автомобилю, оснащенному всеми "наворотами". Согласно статистике Департамента правительственной информации, из 450 тысяч завезенных в Россию в 2001 году автомобилей подержанных было примерно 360 тысяч. По оценкам автодилеров, занимающихся продажей и перегоном подержанных иномарок, на автомашины старше 7 лет приходится 20-30% рынка. То есть в прошлом году их было завезено от 70 до 110 тысяч. Теперь этот поток может резко измениться. Даже самый дешевый старый импортный автомобиль будет стоить так же или чуть дороже новой российской машины. Так что после 1 октября у автомашин российского производства конкурентов останется гораздо меньше. Тем, кто готов потратить на покупку автомобиля не больше 4-4,5 тысяч долларов, не останется ничего иного, как "поддержать отечественного производителя".

В Барнауле владельцы автосалонов пока не делают каких-либо прогнозов. Однако есть версия, что праздновать победу российскому автопрому рановато. Спрос на рынке может резко переориентироваться с семилетних иномарок, являющихся сейчас наиболее покупаемыми, на шестилетние, которым вот-вот "стукнет" семь лет. Ведь таможенники считают возраст автомобиля по месяцам, а не по годам, как это делают работники ГИБДД. Автомашина, выпущенная в декабре 1995 года, станет для таможенников "семилеткой" только в декабре года нынешнего. Покупателю достаточно выждать, пока рынок подержанных иномарок перестанет лихорадить, что предвещают многие эксперты, говоря о непредсказуемом поведении цен на эти машины, а затем попытаться приобрести себе автомобиль в возрасте 6 лет и 9-11 месяцев. А если "АвтоВАЗ" будет продолжать поднимать свои цены в нынешнем темпе (только в этом году повышение составило 12%), то конкуренция старых иномарок повысится.

Правое дело

В любом случае, исход выбора между новыми "Жигулями" и восьми-девятилетними Mersedes после ожидаемого 1 октября введения заградительных пошлин на старые иномарки не очевиден. Эксперты не берутся предсказывать резкий скачок цен на иномарки старше семи лет, поскольку рынок ими сегодня перенасыщен. Ведь, как уже отмечалось, в Россию только за 2001 год их было ввезено от 70 до 110 тысяч. В дальнейшем можно ожидать продолжения борьбы отечественного автопрома за свои права. Например, попыток пролоббировать себе новые государственные дотации и налоговые льготы. А также покончить с присутствием в России последнего конкурента "Волгам" и "Жигулям" - иномарок с правым рулем. Праворульные автомашины даже моложе семи лет на авторынке стоят дешевле. Еще дешевле они стоят на Дальнем Востоке, где таких машин около 80%. Можно вспомнить, как запретить праворульные автомашины в начале 90-х годов пытался Виктор Черномырдин. Сейчас у него нашлись последователи. Инициатива противников правого руля содержится в проекте плана по реализации концепции развития автомобильной промышленности, который сейчас находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Павел ДЕМИН

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость