Экономика

Праздник не для всех

Может быть, этого пока еще отчетливо не видно, но Барнаул уже вовсю готовится к Новому году. И эта предпраздничная суета заставила нас в очередной раз обратить внимание на то, какими методами власть привлекает предпринимателей к участию в общественной жизни города. Методика запугивания, в принципе, не нова, но в этом году мэрия шагнула чуть дальше. На этот раз угрозы в адрес тех, кто не подчинится, звучали уже из уст главы города.

Штраф или блеф?

Публичный старт предпраздничной подготовке дал 29 ноября мэр города. На заседании совета предпринимателей при главе администрации Барнаула Владимир Баварин перед объективами телекамер сообщил, что им уже подписано распоряжение привести в праздничный вид все магазины и кафе, установить на прилегающих территориях елки и снежные фигуры. Те же, кто не выполнит распоряжение, заявил мэр, будут штрафоваться.

Однако, собственно, штрафами бизнесменов уже не запугаешь. Предприниматель Татьяна Ларина попыталась призвать мэрию к здравому смыслу: "У каждого бизнесмена, как и у города, есть собственный бюджет. Нас и без того привлекают ко всем видам помощи, но при этом никто не хочет учитывать, что наши бюджеты тоже не безграничны". На это Владимир Баварин сказал, что через СМИ распространит информацию о том, что елки, горки и гирлянды - все это для абсолютно каждого барнаульца, "за исключением семьи Лариных!"

Штраф за отсутствие гирлянд или снежной фигуры около магазина - это что-то новое. Юристы утверждают, что такого административного рычага в руках муниципалитета просто нет. 1 декабря мы решили получить текст распоряжения, о котором говорил мэр в присутствии всей местной бизнес-элиты. Однако в контрольно-аналитическом управлении администрации города сообщили, что такой документ не подписывался. Ничего не было известно даже о проекте распоряжения. Не внес ясности и следующий день. "Мэр хотел подстимулировать бизнесменов, чтобы они хорошенько задумались", - сообщил нам источник в администрации. Но 3 декабря из недр мэрии все же появился документ за номером 434, подписанный Владимиром Бавариным. Мэр дал распоряжение главам районных администраций "организовать новогоднее оформление интерьеров витрин, фасадов зданий и прилегающих к ним территорий предприятий торговли и общественного питания с использованием современных световых эффектов, установкой елок, ледяных и снежных фигур к 15 декабря 2002 года".

Хочется не угроз, а уважения

Что таится за формулировкой "организовать новогоднее оформление", бизнесменам известно. Для начала их приглашают в администрацию района. "Мы беседовали с ними о необходимости украсить родной город, - говорит заместитель главы Октябрьского района Нина Лизина. - Основная масса воспринимает это нормально. К тем, кто не воспринимает призыва, формируется соответствующее отношение администрации". Понятно, что имеется в виду. Сегодня не прислушаешься к чиновникам ты, завтра любую твою просьбу в администрации просто пропустят мимо ушей.

Однако бизнесменов не устраивает не то, что нужно дополнительно тратиться - многие и без распоряжения властей украсили бы свои витрины. Их возмущает сам тон, избранный представителями власти. "Нам самим выгодно красиво оформить магазины, это привлекает покупателей, - говорит Лилия Степанова, владелица салона "Снежная королева", - Но надо уметь просить, и делать это не в таких формах, как это делают в районных администрациях. С нами разговаривают, как с врагами покупателей". "В райадминистрациях по-прежнему используют свой излюбленный метод - метод запугивания. Особенно не повезло владельцам торговых точек на "красной линии, - продолжает директор одного из магазинов, - С ними работает непосредственно мэрия. Вызывают и начинают "строить". Четко диктуют, какие гирлянды покупать, мол китайские использовать запрещается. Одному моему коллеге предложили вывесить гирлянду, стоимость одного метра которой - тысяча рублей".

В принципе, для крупных предприятий выполнение всех предновогодних пожеланий властей не так уж и сильно ударит по карману. Например, Нина Пономарева, замдиректора компании "Мария-Ра", сообщила, что все магазины этой торговой сети будут оформлены, как положено. Директор магазина "1000 мелочей" Евгения Трощий говорит, что уже купила современную гирлянду за 10 тысяч рублей. "Но снежные фигуры возле магазина - это абсурд, - считает Евгения Трощий. - Это же очень дорого, небольшие магазины такие расходы не потянут. Мы фигуры ставить не будем, нам не по карману". Для сведения, муниципалитету возведение одной снежной фигуры обходится в 1300 рублей. Для предпринимателей эта сумма будет больше. Виктор Кузмичев, начальник отдела унитарного предприятия по благоустройству города, затруднился ответить, во сколько бизнесменам обойдется возведение фигуры из льда: "Мастеров такого плана в городе очень мало. Как с мастером договоришься, так и заплатишь".

Но и это еще не все. Многие бизнесмены получили на днях письма из администрации, начинающиеся следующими словами: "Уважаемый предприниматель, наш город славится традициями проведения праздников..." А заканчивается письмо просьбой оказать посильную помощь в подготовке Барнаула к новогоднему празднованию. Слово "посильную" при этом не стоит воспринимать буквально. Как рассказал директор одного из магазинов в Центральном районе, ему установили минимальный предел - 5 тысяч рублей. "Деньги на расчетный счет предприниматели перечисляют из года в год, - не скрывает Нина Лизина, - каждому потом объясняем, куда они были потрачены". Вот только назвать сумму, собранную с бизнесменов в прошлом году замглавы администрации отказалась.

Вместо эпилога

Традицию, по которой предприниматели оплачивают некоторые городские мероприятия, действительно можно считать славной. Но вот, что не делает чести многим городским чиновникам, так это явное предвзятое отношение к людям бизнеса. Чиновник, обладающий мало-мальскими полномочиями, уже чувствует свою причастность к работе предпринимателя. Зачастую она проявляется приглашением "на ковер", где малый бизнес учат, по сути, тому, что он проходил уже в течение последних десяти лет. Заместитель главы города Николай Черепанов, говоря о становлении взаимопонимания между властью и предпринимателями, пожелал, чтобы это движение шло дальше, "обогащаясь конкретными технологиями". Хотелось бы только, чтобы эти технологии были не в духе нынешней подготовки города к всенародному празднику.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость