Экономика

«Предприниматель идет на выборы, будучи определенным брэндом»

Интерес предпринимателей к политическим выборам с каждым годом растет. Специалисты ожидают, что в ноябре на предстоящих довыборах депутатов в АКСНД в каждом из округов развернется жесткая конкуренция. Причем главные роли в этой борьбе достанутся бизнесменам. Почему предприниматели идут в политику, с какими проблемами они сталкиваются, какие совершают ошибки - об этом мы беседуем с заместителем директора консалтинговой компании «Алтай-Имидж» Андреем КАРАМЗИНЫМ.

- Андрей Игорьевич, у предпринимателя, который решил выставить свою кандидатуру на выборы, есть, очевидно, какие-то сильные и слабые стороны. Составляли ли вы, исходя из личного опыта, некую классификацию таких сторон?

- Четкой классификации нет, есть только общие оценки, выработанные нами на основе опыта участия в предвыборных кампаниях. Но начать ответ на ваш вопрос необходимо с причин, по которым предприниматель идет в политику, на выборы. Действительно, в выборах в органы власти любого уровня сейчас участвуют многие предприниматели. Как минимум два или три предпринимателя конкурируют между собой в отдельно взятом избирательном округе. Для большинства таких предпринимателей участие в выборах - это прежде всего хорошая возможность выйти на новый уровень своего бизнеса. То есть они уже вышли на тот уровень, когда необходимо включаться в процесс лоббирования собственных интересов в органах власти. И предприниматели прекрасно понимают, что новые перспективы для них заключаются в расширении возможности вовремя влиять на ситуацию. Например, влиять на структуру бизнеса, на рыночную конъюнктуру и т. д. Я вспоминаю ряд выборов, где самыми заинтересованными лицами из числа кандидатов были руководители градообразующих предприятий. И было понятно, что их интересы вполне очевидны. Например, победа в выборах позволяла так или иначе распоряжаться той частью бюджета, который идет на социальную сферу.

Теперь - о наших наблюдениях, оценках и о тех опасностях, которые ожидают бизнесмена, решившего выставить свою кандидатуру на выборы. Предприниматель, сделавший такой ответственный шаг, непременно столкнется с проблемой, которую многие его предшественники либо не замечали, либо не воспринимали всерьез. Наша практика участия в выборах в Сибирском регионе, Приморье и Подмосковье показала, что эта проблема чрезвычайно важная. Она звучит так. Если у предпринимателя есть проблемы в бизнесе, то отвлечение крупных финансовых и человеческих ресурсов на предвыборную гонку, как правило, приводит к краху бизнеса. Другими словами, предприниматель должен отдавать себе отчет, что, перебрасывая свои силы с одного участка «фронта» на другой, он подвергает большой опасности свой бизнес. И недооценка этого фактора может очень дорого стоить.

- Вы имеете в виду, что команда, с помощью которой предприниматель построил свой бизнес, не должна отвлекаться на выборы?

- Не совсем так. Грамотная команда как раз и хороша тем, что может быстро и творчески решить любую менеджерскую проблему. В том числе - на выборах. Я говорил о том, что если есть проблема в бизнесе, то сам бизнес становится слабостью предпринимателя. В том числе, и это уже наше второе наблюдение, по причине усиления административного давления. Как правило, во время выборов роль административного ресурса усиливается. Потому что основными конкурентами предпринимателя в гонке будут либо чиновники, либо другие бизнесмены, тесно связанные с органами власти. И они обязательно будут использовать в предстоящей борьбе административный ресурс. А административное давление проще всего организовать против предпринимателя, который уже пошел на выборы. Потому что он вроде как стал открытым и прозрачным. Ему как бы нечего бояться и скрывать.

Кроме того, давление административного ресурса не смягчается и после окончания выборов. Хорошо, если предприниматель выиграл и сможет защищаться. А если он проиграл, то давление обязательно усилится. Отмечу также, что на выборы сегодня идут предприниматели, у которых уже отстроена разветвленная система бизнеса. Это либо какая-то сеть торговых центров, финансово-промышленнная группа или корпорация. И такие многоступенчатые структуры, как правило, очень болезненно переживают административное вмешательство. Потому что в этой структуре все механизмы взаимодействия отлажены и поломка любого из них приводит к сбоям во всей системе.

- Интересно, а сам статус успешного предпринимателя сегодня является дополнительным предвыборным преимуществом?

- Нет. Все зависит от конкретной личности. У каждого предпринимателя уже есть сложившийся имидж, которым и будет руководствоваться избиратель. Этот имидж формируется на основе множества субъективных и объективных факторов. Например, нельзя недооценивать степень лояльности потребителей к товару (услуге), который выпускает компания предпринимателя. Можно даже сказать, что сам предприниматель идет на выборы, будучи определенным брэндом. И выборы корректируют этот брэнд - усиливают или ослабляют его. Не исключено, что если предприниматель проиграет выборы, то это поражение может определенным образом экстраполироваться и на товар, выпускаемый его компанией.

- Какая команда должна быть у предпринимателя, идущего на выборы? Должны в ней присутствовать приглашенные специалисты или ее костяк могут составить те же самые менеджеры, которые вместе с ним строили бизнес?

- - Во-первых, надо отметить, что практически всегда во время выборов за каждым предпринимателем стоит сильная команда, готовая действовать успешно. Эта команда бывает чаще всего смешанной, то есть состоящей из менеджеров предприятия, которым руководит бизнесмен, и приглашенных специалистов. Избирательная кампания потребует от ее участников больших финансовых и человеческих ресурсов, которыми необходимо грамотно управлять. Поэтому предпочтительно, если предвыборный штаб возглавит менеджер предприятия, владельцем которого является кандидат в депутаты. Но в команде должны присутствовать и приглашенные специалисты, потому что их внешний взгляд будет иметь огромное значение.

- Есть ли идеальная модель предвыборной команды?

- Она прописана в учебниках. В эту команду должны входить аналитики, социологи, журналисты, психологи, специалисты в области IT, группа креатива и т.д.

- Наличие партийности у предпринимателя имеет какое-то значение?

- В общем-то, да. Но наличие партийности - это не решающий фактор для большинства избирателей. Чаще всего побеждают сегодня те кандидаты, у которых установлен тесный личный контакт с избирателями в округе. Другими словами, с электоратом беседует не партия, с ним должен разговаривать сам кандидат, от которого ждут помощи и решения проблем. Исследования показывают, что основные качества, предъявляемые сегодня избирателями к кандидату, - это честность, порядочность, ответственность. А партийность в рейтинге упоминаний идет где-то в конце первой десятки. Другой вопрос, что порядок этого рейтинга можно выстраивать под конкретный регион и под конкретные выборы.

- Какими личными качествами должен обладать предприниматель, который хочет пойти на выборы?

- Это умение анализировать ситуацию на несколько ходов вперед. Умение работать в команде. Умение видеть перспективу и уметь гибко перестраиваться при необходимости. И еще один очень важный фактор - умение думать. К сожалению, далеко не у всех кандидатов он стоит на первом месте.

- Я обратил внимание, что во время последних выборов в крайсовет предприниматели все чаще пытались наладить полезный контакт с избирателем. Они шли во дворы, обустраивали детские площадки, асфальтировали тротуары, вкручивали лампочки в подъездах и т. д. Это была правильная стратегия поведения?

- Я бы сказал, что в нынешних условиях это наиболее эффективная стратегия по соотношению «цена-качество». В строительстве детской площадки во дворе есть тоже свои подводные камни. Например, любой предприниматель привык быстро и качественно решать какие-то личные проблемы, связанные с бизнесом. Причем наиболее простой и действенный способ решения - это деньги. А выборы накладывают ограничение на размер избирательного фонда. И те методы управления, которыми привык руководствоваться предприниматель в бизнесе, здесь уже не будут работать. Еще важно и то, что руководитель любого масштаба привык работать за столом с авторучкой в руках, он привык командовать. Выходя на улицу к своим избирателям, он должен будет отыскивать в себе другие личностные качества. Например, быть хорошим оратором.

- Предприниматели владеют ораторским искусством?

- Далеко не все. Но они относятся к тем редким кандидатам, которые с готовностью учатся всему новому и необходимому для достижения результата. В этом и заключается их преимущество перед соперниками.

- Важно ли то, из какой отрасли идет предприниматель на выборы?

- Нет. Большое значение имеет, как я уже говорил, только личностный фактор. Правда, если кандидат возглавляет градообразующее предприятие, тогда это важно. Многое будет зависеть от того, как это предприятие сегодня воспринимается электоратом, насколько крепко оно стоит на ногах. Есть еще один интересный аспект проблемы. В выборах в одном округе участвуют два-три предпринимателя. И каждый наиболее четко и продуманно представляет других кандидатов как соперников по бизнесу. То есть они начинают работать друг против друга, а не за избирателя. Сказывается эффект конкурентной борьбы между собой. Причем это очень распространенная ошибка, поскольку конкуренция между бизнесами и конкуренция между конкретными кандидатами разная.

- Следует ли предпринимателю во время выборов ожидать черного или серого PR по отношению к членам его семьи?

- К счастью, в Алтайском крае до этого еще дело не доходило. Вы правы, семья очень болезненно переживает выброс любого компромата. Кстати, гораздо болезненнее, нежели сам кандидат. Особенно сильно при этом страдают дети - самое незащищенное звено предпринимателя во время выборов. Наша практика работы показала, что на период избирательной кампании для предпринимателя будет лучше, если его семья отправится куда-нибудь на отдых - в деревню или на курорт.

- Андрей Игоревич, давайте обратимся непосредственно к выборам в Алтайском крае, которые уже прошли и которые еще предстоят. Последние результаты выборов в крайсовет дали печальные результаты по Барнаулу и Бийску, где в большинстве округов победил кандидат «против всех». Хотя практически в каждом были предприниматели. С чем это связно - с низким интересам горожан к политической жизни края или со слабой ролью предпринимательства?

- Итоги выборов в крайсовет давно уже проанализированы экспертами, все причины несостоявшихся выборов были названы. Основная - ярко выраженное протестное голосование. И ситуация с выборами в Алтайском крае не уникальна. Аналогично завершились областные и муниципальные выборы в различных субъектах Федерации. Сложившаяся политическая ситуация в нашем регионе способствовала высокому проценту протестного голосования. Поэтому все страхи, которые только можно было озвучить населению в тот период, были озвучены. И избиратель, собственно говоря, просто не пошел на выборы, поскольку не верил, что после этого может что-то измениться.

- За прошедшие полгода настроение электората как-то изменилось?

- Я думаю, что совершенно категорично ответить на этот вопрос нельзя. Если бы выборы в крайсовет проходили завтра, а послезавтра мы бы уже знали результаты голосования, то тогда, конечно, можно было бы давать какие-то оценки. Но до выборов еще пять месяцев, а за это время может произойти всякое. Поэтому пока, не опираясь на какие-то социологические данные, мы можем предположительно говорить о предпочтениях избирателей к тем или иным кандидатурам. Круг общественных деятелей, в том числе и предпринимателей, которые могли бы выставить свою кандидатуру на выборы или уже решили баллотироваться, всем давно известен. И избиратель, ориентируясь в своих политических предпочтениях, действует уже в сугубо заданных рамках политических технологий. То есть в заданной системе координат. Насколько эта система координат может сместиться за оставшиеся пять месяцев, зависит от множества факторов. Начиная с того, сколько денег будет в Алтайском крае на тот момент, поскольку настроение избирателя накануне голосования зависит от толщины его кошелька. Есть и другие, совершенно простые факторы - уровень заработной платы, тепло в квартирах, цены на электричество, сбор урожая и т. д.

- Следует ли ожидать появления на предстоящих довыборах в крайсовет кандидатов-двойников?

- Не исключаю, что они появятся. Все зависит от уровня конкуренции в отдельных округах. Использование двойников оттягивает около 3-4%. Если речь идет о перераспределении именно этих процентов, то появление двойников вполне возможно.

- Можно ли за оставшиеся пять месяцев успеть “раскрутить” предпринимателя с нуля?

- Почему нет? Конечно, здесь все будет зависеть от множества факторов. Например, от наличия финансовой базы. Ведь можно и купить все недостающие ресурсы, нанять специалистов. Но самое важное - успеть разобраться с имиджем.

Кто такой Андрей Карамзин

Андрей Карамзин родился в 1966 году в Барнауле. Окончил физический факультет Алтайского госуниверситета. Работал в Институте водных и экологических проблем (ИВЭП) Сибирского

отделения Академии наук. После распада СССР пришел в рекламный бизнес. С 1995 годf профессионально занимается политическим и PR- консалтингом. Женат. Воспитывает двух сыновей.

Чем занимается «Алтай-имидж»

На рынке PR-услуг «Алтай-Имидж» работает с 1999 года. За время своего существования «Алтай-Имидж» успешно реализовал 23 крупных PR-проекта на территории Западной Сибири и провел более 100 избирательных кампаний самого различного уровня в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Республике Алтай, Томской, Новосибирской, Тверской, Псковской областях. Данные наших исследований легли в основу многих маркетинговых проектов. Среди алтайских предприятий нашими клиентами были «Алтай-Кокс» и «Алтайвагон». Работа с каждым из них велась на протяжении нескольких лет, и ее качество неоднократно отмечалось российскими и зарубежными специалистами в области PR, а, например, антикризисный проект, реализованный на ОАО «Алтайвагон» в 2003 году, был признан одним из лучших в России.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость