Экономика

Против лома нет приема?

Корреспондет "КП" попробовал сдать "ворованный" цветмет и у него это получилось без проблем.

Лет восемь назад у нас начал активно развиваться новый вид бизнеса - прием, обработка, хранение и сбыт лома цветного металла. Пунктов приема цветмета тогда пооткрывалась тьма тьмущая и популярны они стали в один миг. Наш предприимчивый народ понес в эти пункты не только то, что без надобности валялось под ногами, но и то, что плохо лежало, а затем и то, что лежало хорошо и даже охранялось. И пошла тащить губерния...

Люди гибнут за металл

В пунктах мало интересовались происхождением принесенного лома (и не лома), поэтому очень большая часть скапливавшихся там меди, алюминия, бронзы, латуни и т.д. стала "попахивать" криминалом. Да и бизнес этот начал считаться криминальным, так как основная масса ломосдатчиков - это "граждане алкоголики, хулиганы и тунеядцы", вряд ли добывающие цветмет законным путем.

Когда же кражи электропроводов и промышленного оборудования, разграбление лифтов и трансформаторов, хищения в садоводствах и в частном секторе приобрели угрожающий характер для жизнедеятельности и безопасности людей, государственные структуры всерьез взялись за ломоприемные пункты, ужесточили требования к их работе, условия получения лицензии на эту деятельность и за два года позакрывали две трети пунктов.

Но джинна из бутылки уже выпустили, и возвращаться в заточение он не собирался. Те пункты, которым перекрыли кислород, через некоторое время вновь открылись - на старом месте или сменив адрес.

Мы решили выяснить, как сегодня существуют пункты приема цветмета, насколько они контролируемы и законопослушны.

Легалы и теневики

Пункты приема цветного металла делятся на две категории.

Легальные, у которых есть лицензия на этот вид деятельности. Таких пунктов сейчас насчитывается пятнадцать штук в разных частях города (против 45 в 2001 году).

Нелегальные (всевозможные гаражи, вагончики, сарайчики), по большей части расположенные в частном секторе и около садоводств. По словам официальных лиц, нелегальных примерно в пять раз больше, по мнению руководителя одного легального пункта, их море.

Легальные дорожат чистотой мундира, ведь для получения лицензии по новому положению им необходимо было обзавестись кучей дорогостоящего оборудования: пресс (от 2 до 35 тыс. у.е.), лаборатория для определения химического состава лома (1300 у.е.), дозиметрическое оборудование (600 у.е.), весовое оборудование (300 у.е.), грузоподъемное оборудование (2000 у.е.), крытые склады, большие емкости для хранения различных видов лома и т.д. Все это должно пройти аттестацию, за что взимается дополнительная плата. В общем, деньги в легальный пункт нужно вгрохать немалые. Зато лишиться лицензии можно легко - две приостановки по итогам внезапных проверок городской межведомственной комиссии, потом рассмотрение судом иска о лишении лицензии, и песенка спета.

Но в том-то и загвоздка, что обнаружить какие-либо нарушения очень непросто. По большому счету нарушение может быть одно - прием от граждан запрещенных к сдаче изделий из цветного металла: это любые электрические провода и кабели, железнодорожный и промышленный цветмет, мемориальные таблички, кресты, оградки и самолитье (кустарно сплавленные слитки). А вот поймать за руку шансов мало. Принес, например, некий Иван Иваныч целую бухту алюминиевого провода (такой алюминий самый чистый и соответственно самый дорогой), ее хлоп сразу под пресс и кто потом отыщет этот алюминий? "Подсадных уток" наметанный глаз приемщика быстро отличает, да еще приемщик тут же сообщает в компетентные органы: мол такой-то гражданин пытался сдать мне подозрительный цветмет. Чем больше таких звонков, тем больше к твоему пункту доверия, и меньше внезапных проверок.

Pаботающие только с юридическими лицами "легалы" тоже придумали себе неплохую отмазку от набегов контролеров. С каждой организацией, которая сдает им промышленный лом, они как положено оформляют документы о приемке и хранят их целую вечность. Сдал, например, колхоз "Имени Ильича" в легальный пункт отслужившие свой век алюминиевые провода, и под эту лавочку можно принимать алюминиевый электротех до одури: прессованные провода друг от друга не отличаются, а то, что спустя аж три года после приемки они не вывезены, так руки не доходили!

Подобных лазеек множество. Иные легальные пункты приема цветмета имеют свою сеть нелегалов и поэтому могут смело не работать со сдающими цветной металл гражданами. Такие пункты вообще редко можно застукать с поличным.

Некоторые крупные фирмы имеют по несколько лицензированных пунктов, и если по тем или иным причинам один "повязали", то работать можно на другом. А где-то есть даже собственные лицензированные плавильные печи для изготовления металлических чушек. Здесь комментарии вообще излишни.

Есть, наверное, и пункты, принимающие цветмет строго в соответствии с требованиями закона. А этот бизнес такой, что даже работая чисто все равно будешь с прибылью. Но бывают предложения, от которых трудно отказаться.

У хозяев нелегальных пунктов головной боли с лицензированием нет, но зато есть транспортная проблема - как вывезти "левый" металл, если нет точек сбыта в городе. Обычно их машины с цветметом едут в Новосибирск, где цены на металл гораздо выше барнаульских. Как они преодолевают посты ГИБДД, известно только им. Нелегалы имеют своих, проверенных, ломосдатчиков, которые к тому же являются осведомителями и предупреждают своего работодателя, если заметят возле приемного пункта что-то подозрительное.

Брали, берут и будут брать

Мы провели небольшой эксперимент: предприняли попытку сдать запрещенный к приему цветмет. Взяли четырехметровый кусок медного силового кабеля. Он точно не напоминал лом, в быту применятся не мог, был в известке (значит, снят с какого-то производственного объекта) и не имел никаких сопроводительных документов о списании, то есть от него за версту веяло криминалом. И поехали по легальным и нелегальным пунктам приема цветмета.

Первым испытуемым стал пункт приема цветмета в районе ВPЗ. Пункт был закрыт, однако оказавшийся поблизости несколько помятый гражданин объяснил, где найти его хозяина. Хозяин, крепкий парень тридцати лет, подозрительно всматриваясь в меня выслушал цель моего визита. Наверное, моя трехдневная небритость и мольбы о необходимости срочно "поправить здоровье" (эта легенда должна была вызвать известную мужскую солидарность) все же убедили его, он смилостивился и пошел отпирать закрытый вагончик, чтобы взвесить кабель. Тут его уже дожидались два бомжа с тяжелыми авоськами в руках. На взвешивании выяснилось, что в авоськах были перекуроченные алюминиевые профили, точно такие же, что находятся в лифтах. Ни эти профили, ни мой криминальный кабель хозяина не смутил, все было взвешено и оценено. Кабель потянул на сотню рублей с условием, что я сначала обдеру с него резину, а потом уж принесу и получу деньги.

Следующий пункт приема в районе поселка Докучаево. Пункт легальный и рассчитанный на промышленные объемы - большие ворота, весовая для грузовых машин и прочее оборудование. На мою бухточку приемщик отреагировал вяло, но все же созвонился с шефом. Телефонный разговор был слышен и мне: шеф, вначале заинтересовавшийся кабелем, охладел, когда узнал, как его мало, и посоветовал вахтеру послать меня с этими четырьмя метрами. Вот если бы было метров четыреста, тогда со мной можно было бы разговаривать!

Еще один легальный пункт в этом же районе. Их почему-то тут скопилось множество. Здесь то ли меня вычислили, то ли действительно работают чисто:

- Документы на кабель есть?

- Мужики, да какие документы? Кабель-то кое-как достал...

- Ну, извини, брат, ничем помочь не можем.

Убедить принять кабель не удалось. Зато посоветовали заглянуть в один пункт неподалеку.

И действительно, в этом, опять же легальном ункте ко мне отнеслись со всем пониманием и даже цену дали выше, чем на ВPЗ. На мое предложение привезти еще большее количество кабеля отреагировали просто:

- Да вези сколько хочешь, только обдирать его будешь сам.

Pазговаривать приемщику с таким мелкорозничным клиентом было некогда - подъехали два тяжело груженых грузовика.

- А у меня еще провода алюминиевые есть, - крикнул я вслед приемщику, - возьмешь?

- Вези, - отмахиваясь, бросил тот.

Поняв, что звезды ко мне стали благосклоны, мы решили прощупать еще один легальный пункт - в Центральном районе.

- Сто двадцать, больше за него не дам, - сказал мне приемщик, даже не кладя кабель на весы, а просто приподняв его. Взглянув на мое недовольное лицо, он добавил: - Да ладно, на опохмелку хватит, а там еще что-нибудь раздобудешь.

Узнав у него, где можно поблизости быстро обжечь кабель, я поспешил, взяв с него обещание не закрывать пункт до моего прихода.

Лучше меньше, да лучше

То, что этот бизнес вряд ли в скором времени встанет на законные рельсы, подтвердил наш импровизированный рейд. Да, сейчас в пунктах приема не царит такая безнаказанность, как раньше, но своим существованием и возможностью сбыть украденный металл они провоцируют многих граждан на преступления.

Упорядочить и подчинить закону работу пунктов по приему, переработке, хранению цветного металла возможно, сократив их количество. Пяти пунктов на весь город вполне хватило бы, считают и муниципальные власти, и правоохранительные органы. В этом с ними солидарен и хозяин одной крупной городской оптовой фирмы по приемке цветмета. По его словам, это препятствовало бы завышению цен на сдаваемый лом (в нелегальных пунктах она заметно выше), да и законный металл не проходил бы мимо.

У бизнесмена, конечно, свой интерес. А у горожан свой: будет меньше приемных пунктов, будет легче отслеживать их работу, будет меньше изуродованных лифтов, будет реже гаснуть свет в частном секторе, где периодически обрезают провода и грабят трансформаторы, будет меньше взломанных гаражей, куда проникают воры в поисках цветмета и т.д.

Но пока даже у городских властей нет полномочий прикрывать проштрафившиеся пункты. Только лицензионная палата имеет право лишить пункт лицензии да и то по решению суда. А суд - песня долгая, не всегда известно, в чью пользу будет принято решение, так как хорошие адвокаты там, где хорошие деньги. А цветметбизнес - дело высокоприбыльное.

Справка "КП"

Один килограмм лома алюминия стоит 15-20 рублей.


Один килограмм лома меди стоит 19-30 рублей.


Один килограмм лома бронзы, латуни стоит 12-18 рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость