Экономика

Рандеву с работодателем

Для тех, у кого самой животрепещущей является проблема трудоустройства, сакраментальное выражение "кто не работает, тот не ест" нередко приобретает буквальный смысл. А процесс поиска нового места приложения сил и умений очень непрост и состоит из ряда этапов. Даже если вам повезло и вы преодолели большинство из них, включая первоначальный отбор резюме, расслабляться еще не стоит. До окончательной победы - получения заветной должности - остается последнее, но наиболее ответственное испытание - собеседование с будущим боссом.

Накануне смотрин

Главная задача для вас в предстоящем собеседовании - заинтересовать работодателя, продемонстрировав свою ценность как работника. С чего же начать подготовку к этому важному событию? Специалисты советуют по возможности заранее изучить специфику деятельности и внутрикорпоративной культуры фирмы. "Здесь важно использовать все доступные каналы информации, - говорит Екатерина Третьякова, руководитель кадрового агенства "Лель". - В том числе, публикации и передачи в местных СМИ, сведения, полученные из агентств и от знакомых. Полезны и сомостоятельные экскурсии в офис, чтобы лично оценить атмосферу в этом коллективе, стиль поведения и одежды сотрудников. Стоит задержаться у доски объявлений, полистать буклеты. Все это тоже поможет соориентироваться".

Аналогичный совет дает и Татьяна Бобкова, директор кадрового центра "Вакант": "Не поленитесь почитать вывешенные на стенах сообщения. Из них можно подчерпнуть сведения не только о делах компании, но и о личности ее руководителя. Удачно воспользовавшись ими, вы сможете настолько расположить к себе собеседника, что это обеспечит вам успех".

Не стоит ожидать того, что работодатель сразу примет вас с распростертыми объятиями. Одного оптимизма в таких ситуациях недостаточно, поэтому необходимо избрать определенную стратегию так называемой самопрезентации. Желательно заблаговременно сформулировать (лучше письменно) не менее десяти причин, на основании которых именно вы должны получить данную вакансию. В ход могут идти как ваши профессиональные качества - специальное образование, стаж, опыт работы и т.д., так и личные - исполнительность, ответственность, способность к обучению. Каким бы непредсказуемым в целом ни было собеседование, но без некоторых стандартных вопросов не обойтись все равно. Вот вопросы, к ответу на которые надо быть готовым:

- Почему вы хотите работать именно здесь?

- Что вы знаете о нашей компании?

- Кто вам посоветовал обратиться к нам?

- Почему вы уволились с прежнего места работы?

- На какую зарплату вы рассчитываете?

- С чего вы предполагаете начать свою трудовую деятельность на новом месте?

Мысленно отрепетируйте ваш предполагаемый разговор с работодателем. При этом нужно помнить и о следующем психологическом аспекте, кстати, немаловажном и для вашей оценки в глазах будущего начальника, - личном достоинстве. Запретите себе думать, что вы навязываетесь или продаетесь.

И еще один маленький совет специалистов. "Чтобы соблюсти и продемонстрировать при таком важном визите пунктуальность (опоздание равноценно неудаче), следует продумать маршрут передвижения от дома до места назначения. Нужно рассчитать время так, чтобы прибыть в приемную минут за десять до собеседования". - это настоятельная рекомендация Лилии Гуриной, психолога кадрового агенства "Лель".

Главное, чтобы костюмчик сидел

Трудно переоценить значение вашего внешнего вида на собеседовании, ведь первое впечатление может быть решающим. И тут, как говорится, надо придерживаться "золотой середины". Вряд ли стоит появляться в изысканном смокинге, подобно героям Ален Делона, но и потрепанный плащ комиссара Коломбо тоже не подойдет. "Наиболее универсален деловой стиль, - уверенна Татьяна Бобкова, - а именно - строгий, пусть недорогой, но аккуратный костюм. Количество макияжа и бижютерии на женщинах должно быть умеренным". Есть свои рекомендации и по поводу причесок. Лилия Гурина замечает, что прическа не должна быть слишком сложной и вычурной, иначе у работодателей может возникнуть вопрос: а не много ли времени тратится на это "сооружение".

Момент истины

На встречу, разумеется, надо идти выспавшись, приняв душ, побрившись. Никакие обстоятельства не извинят помятый и нездоровый вид. С собой необходимо взять резюме, документы, подтверждающие вашу квалификацию и образование, телефоны и адреса прежнего места работы, если есть - рекомендации. Пригодятся и блокнот с ручкой, а также интересный журнал, на всякий случай, если придется ждать.

Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого вы встретите в офисе. Как знать, воэможно, это ваши будущие коллеги. Не забудьте улыбнуться и внятно поздороваться, входя в кабинет. Старайтесь следить за своей осанкой и уверенно смотреть в глаза собеседнику, не доводя, однако, это до игры "в гляделки". Демонстрируйте уверенность в себе и своих возможностях. Вид спокойного, доброжелательного, делового человека - то, что вам нужно. Если ситуация остается неопределенной, следует проявить настойчивость самому.

Помните: во время разговора работодатель занят не только сбором служебной информации, но и активно пытается понять, что вы за человек. В центре ваших вопросов и ответов, в первую очередь, должна находиться фирма, а не то, сколько вам будут платить. Хотя полностью избегать разговора о размерах заработной платы, количества отпускных дней и других социальных обязательствах - тоже не лучшая тактика. Вас могут заподозрить в неискренности, к тому же есть опасность, что вы согласитесь на худшие условия.

Проявите интерес и готовность к выполнению той работы, которую вам предлагают, показывая, что имеете опыт подобной деятельности. Чтобы подтвердить это фактами, как раз и стоит иметь при себе документы, рекомендации и резюме. Не отзывайтесь плохо о ваших предыдущих начальниках и работе - это настораживает, тем более, что никому не хочется иметь конфликтного сотрудника. Если вам предложат заполнить какие-нибудь формуляры, то лучше взять их с собой и вернуть в кратчайший срок. Не забывайте, что все имеет значение: и грамотность, и почерк, и помарки. Во время разговора старайтесь говорить ровным голосом, четко формулируя мысли и произнося слова, стараясь избегать ненужных подробностей. Раболепство, как и высокомерие только навредят делу.

Вместо эпилога

Заканчивая беседу, конкретно договоритесь - когда и как вы узнаете об ее итогах. Желательно, чтобы инициатива оставалась за вами: лучше если звонить будете вы, а не ждать звонка из компании. Активная позиция всегда предпочтительнее для того, кто стремиться к успешной карьере. Обязательно, независимо от результата, поблагодарите собеседника за внимание. Главное - никогда не планируйте неудачу, будьте уверены в положительном разрешении ситуации и собственных силах.

Сергей СЕРИКОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость