Экономика

Риски внедрения инноваций окупаются сторицей

"Бизнесу нужны идеи"... "Инновационное развитие страдает из-за недостатка средств"... "Ученые и предприниматели не понимают друг друга"... Эти широко известные штампы, списанные с газетных полос, на самом деле "страшно далеки" от реального предпринимательства. Для него вопрос трудности внедрения инноваций не стоит. Ведь без развития любой бизнес просто умирает.

Стереотип мышления

Загадочное для многих слово "инновация" на самом деле расшифровывается достаточно просто. "In" - переводится как "в, внутри", а "novatio", как новшество. Так что инновация - это ничто иное, как нововведение внутри некой структуры, например, компании. Впрочем, обыденное сознание почему-то трактует этот термин в несколько ином свете. С инновациями обычно связывают что-то передовое научно-техническое, из сферы высоких технологий. А поскольку вся техника на крупном предприятии находится в ведении главного инженера, то и за вопросами об инновациях отправляют обычно к нему. На самом же деле инновацией следует называть даже простое решение совета директоров о начале рекламной кампании в Интернете, а не только изобретение нового вида йогурта или кефира с последующим его внедрением в производство, то есть внедрение вполне очевидного новшества, необязательно имеющего общемировую новизну.

Разумеется, можно выделить несколько уровней инноваций. Большинство предпринимателей не поднимаются по этой условной лестнице далеко. Вообще, на первых ступенях люди не воспринимают нововведения, как инновации. Причина этого в том, что плоды работы настолько привычны, что просто трудно представить какой-то другой путь. Вспомним: огромное количество магазинов проводит кампании по распродажам. При этом каждый магазин стремится заманить к себе покупателя не только максимальными скидками, но и дополнительными бонусами и т.д. И инновационной такую деятельность никто не называет.

Отличительная особенность подобных микроинноваций - практически повсеместное распространение и низкие риски в случае неудачи. Но насколько низки риски, настолько и невелика отдача от внедрения нововведения.

Рынок не ждет

В большей степени контуры инновационности проявляются, когда в результате нововведения появляется новый, как минимум для нашего местного локального рынка, продукт. Риски таких нововведений гораздо выше. И ресурсы необходимы гораздо большие. Поэтому в подавляющем большинстве случаев такие инновации осуществляют только самые смелые и продвинутые компании. Как правило, подобных примеров мало, но эффективность их вложений достаточно высока, что в итоге способно сторицей окупить первоначальные затраты. Более того, компания-инноватор получает серьезное конкурентное преимущество перед возможными соперниками по рынку", которые обязательно появятся, если нововведение будет внедрено удачно.

Примеров инноваций такого уровня в городе предостаточно. Интересно, что наибольшую востребованность такие идеи получают на активно развивающихся рынках с серьезной конкуренцией. Это подталкивает руководителей к новаторству. У нас масса интересных находок в сфере услуг. Вспомним сети быстрого питания "Ланч" и потянувшийся за ним на наш рынок новосибирский "Подорожник". Вспомним рестораны быстрого питания. Вспомним хотя бы активно развивающую сегмент национальных кухонь компанию "Алтан". В большинстве случаев на подобные новые подходы предпринимателей толкает естественная необходимость расти. Несколько лет назад агентство "Авиафлот" самостоятельно с помощью мозгового штурма придумало услугу по бесплатной доставке авиабилетов в офисы, а пассажиров - в аэропорт. "Это затратный для нас вид услуги, но он просто необходим, если мы хотим развиваться. Но мысль эта довольно естественная. Сегодня подобные услуги уже стали частью нашего брэнда", - сообщили нам в "Авиафлоте".

Довольно похожая, хотя и несколько отличная ситуация в производстве. Здесь есть две равносильные тенденции: закупка нового оборудования, меняющего потребительские качества продукции и разработка самих новых продуктов. Примеров и того и другого в городе также немало. С этих точек зрения неплохо развиваются молочные продукты. А в бийской компании "Угринич", например, строится суперсовременная бойня. Так реализуется "европейский принцип гуманного умертвления", а мясо будет поступать в колбасный цех еще теплым: через 40 минут после смерти животного.

Зачем суетиться и что-то менять?

Однако не все компании готовы идти по пути внедрения инноваций и причины эти лежат на поверхности. Барнаульские руководители отнюдь не против использования в своей работе чего-то нового, глупых лидеров нет. Но у большинства предпринимателей просто не хватает времени на это. Основную часть работы занимают другие проблемы, одна из которых настырные контролеры и запутанное законодательство. Для успешной реализации проекта необходим квалифицированный персонал.

Существует и еще одна проблема, из-за которой люди отказываются от пугающего слова "инновация". Многие предприниматели просто считают, что если сегодня все хорошо, зачем суетиться и что-то менять? Особенно учитывая, что это риск потерять деньги, если проект не "выгорит"? Однако живущим по этому принципу придется привыкнуть вечно дышать в спину кому-то другому.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость