Экономика

Ручная работа. Из-за несогласованности действий федеральных служб сельские бюджеты остаются без земельного налога

15 октября - срок, до которого владельцы сельскохозяйственных наделов должны были заплатить земельный налог. Но большинство из них в Алтайском крае еще и не получили уведомление от мытарей: когда платить, куда и, главное, сколько. Налоговики и органы Роснедвижимости не смогли вовремя найти общий язык, состыковать свои информационные базы. В результате крайними оказались сельские администрации, бюджеты которых в основном и формируются за счет земельного налога. Теперь на местах вынуждены выявлять плательщиков по своим "кондуитам" и передавать эти сведения налоговикам. По оценке руководителя краевого управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Алексея Легостаева, процесс растянется на месяцы, а должен бы завершиться в течение нескольких дней.

В этом году в налоговом законодательстве очередное новшество: изменился порядок уплаты налога за земли сельхозназначения. Если раньше за владельцев паев с государством рассчитывались сельхозкооперативы или фермеры, которые использовали эту землю, то теперь платить должен собственник. По идее, правильное решение: чья земля, тот за нее и платит. Но на деле это резко увеличило объем работы мытарям. Одно дело составить 700-800 квитанций, другое - 300 тысяч. Хотя, по словам Алексея Легостаева, технически это выполнить несложно: за два-три дня принтеры распечатают все уведомления.

Но проблема в том, что в базе данных налоговиков выявилась масса недочетов. Зафиксированы случаи, когда отсутствовали сведения о кадастровых номерах земельных участков. Еще большие трудности у сборщиков податей вызвало то, что земельные доли выражены в так называемых балло-гектарах. А внутренние инструкции ФНС предписывают рассчитывать земельный налог исходя из доли участка. Перевести один показатель в другой без указаний из Москвы алтайские мытари не решаются.

"К сожалению, мы достаточно поздно обнаружили все эти проблемы, - говорит Алексей Викторович. - В конце лета провели большое организационное совещание с финансистами, представителями Роснедвижимости и поняли, что с этой проблемой можно разобраться только на местах. Решили, что органы местного самоуправления попытаются поднять документацию о выделении земельных участков, сосчитать площадь паев каждого и предоставить эти сведения в межрайонные инспекции".

Работа, хоть и с большим опозданием, сдвинулась с мертвой точки. Но сведения, поступающие от сельских администраций, тоже оказались не идеальными: часть кадастровых номеров участков не совпадала с данными, которые поступали налоговикам из Роснедвижимости. Непонятно, есть этот участок в действительности или его нет. "Вместо того чтобы в автоматическом режиме отрабатывать базу данных, мы вынуждены делать это, грубо говоря, вручную, - объясняет Легостаев. - Пишем запросы в Роснедвижимость предоставить нам сведения о земельном участке, который у нас значится. Они ищут, находят, присылают нам. Этот путь в тысячу раз увеличивает трудозатраты и время".

"В ноябре мы передали в налоговую сведения о примерно 14 тыс. участков, по которым были обнаружены ошибки, - признается Геннадий Браун, исполняющий обязанности руководителя управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю. - Но это не более пяти процентов от общего массива информации".

Геннадий Генрихович объясняет ошибки сбоями в работе машины, которые, в свою очередь, произошли из-за некачественной работы операторов, составляющих информационную базу.

Вину за неразбериху с информационными базами Браун перекладывает и на другие ведомства, в частности, на Росрегистрацию: "Если собственник земли умер, из регистрационного центра нам приходит выписка на нового собственника, при этом не сообщается, кому земля принадлежала раньше. Мы не знаем, кого вычеркивать. Таким образом, в нашей базе появляются "мертвые души".

Интересно и то, что на главную головную боль налоговиков (определение доли каждого владельца в общем участке) Браун находит лекарство: "Мы сделали расчет цены средней доли по каждому сельсовету, чтобы от нее брать налог. Если воспользоваться этой методикой, то уведомления налогоплательщикам края можно вручить в течение двух недель". Но без разрешения начальства Браун не может менять правила игры, уходить от балло-гектаров, да и Легостаев, как уже говорилось, не решается взять на себя такую ответственность.

Получается, забуксовавшая государственная бюрократическая машина не может обойтись без подмоги из сельских администраций. А действительно, раз деревне нужны деньги в бюджет, вот пусть и поработает ее местное самоуправление. Заодно помогут навести порядок федералам.

Мнения с мест

Сергей Тимченко, заместитель главы администрации Благовещенского района:

- В бюджетах поселений земельный налог составляет около 90%. Мы в течение года финансируем обязательства сельских бюджетов, рассчитывая к концу года возвратить их за счет земельного налога. В этом году налог от владельцев сельхоздолей почти не поступает. По нашим оценкам, села района недополучают около 7 млн. руб.

Владимир Краутер, глава Поспелихинского района:

- Недавно состоялся совет глав 17 южных районов края. Одним из вопросов мы рассматривали проблему сборов земельного налога. Решили передать старые сведения, которые есть в сельсоветах по владельцам долей, в налоговые инспекции.

Я боюсь загадывать, справимся ли мы с этой работой до конца года. Надо справиться. Жизнь заставляет: деньги нужны, чтобы в преддверии зимы рассчитаться за электроэнергию, уголь и прочее.

Думаю, проблема недосбора усугубляется укрупнением налоговых органов. Раньше в каждом районе были инспекции, и местные вопросы они решали оперативнее.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость