Громкие слухи
О приходе в Алтайский край третьего по размерам абонентской базы оператора - "МегаФон" - в регионе стали говорить еще осенью 2003 года. Тогда "МегаФон" начал работу в Новосибирской и Кемеровской областях через свою стопроцентную "дочку" "Мобиком-Новосибирск" и объявил о планах постепенного освоения всей территории Сибири. Препятствий для этого у компании не было: она обладает лицензиями на всю территорию России. Еще более определенные перспективы были обрисованы в январе текущего года, когда советник по связям с общественностью "Мобиком-Новосибирск" Павел Ларин сообщил краевой газете "Свободный курс" о том, что "МегаФон" придет в Барнаул к лету.
Однако с тех пор мало что изменилось. На прошлой неделе Павел Ларин сообщил корреспонденту нашей газеты, что "в крае ведется проектирование и строительство сети", а вопросы о сроках начала ее эксплуатации оставил без комментариев. Не стал он комментировать и гуляющие по Барнаулу слухи о строительстве его компанией офисного здания в краевом центре, впрочем, назвав их "странными". Все это может свидетельствовать о том, что в ближайшие несколько месяцев, третьего федерального оператора в крае можно не ждать. Что косвенно подтверждается и оценками действующих операторов. Например, в компании "Вымпелком" (торговая марка "БиЛайн") нам сообщили, что не имеют достоверной информации о выходе "МегаФон"а на рынок. А в компании "Алтайсвязь" ("Индиго-Юнисел") говорят, что такая возможность рассматривается. "Однако вероятность прихода "Мегафона" в мае крайне мала, если компания и выйдет на местный рынок, то, скорее, к осени этого года", - сообщил нам сотрудник отдела маркетинга "Алтайсвязи" Денис Климчук.
Между тем, с выходом "МегаФона" на рынок многие связывали определенные надежды. "МегаФон" вообще любопытный объект для наблюдения. Во-первых, считается, что генеральная стратегия компании - демпинговые цены. В принципе, подобная точка зрения имеет право на существование. В Москве и Санкт-Петербурге, а также еще в ряде крупных городов этот сотовый оператор действительно любит заманивать потребителей низкими тарифами. Но в зоне "МегаФон-Сибирь" эта точка зрения не совсем верна. "Демпинговые цены на сотовую связь у одного из операторов - миф. Достаточно взглянуть на тарифы "Мегафона" в Сибири, чтобы понять - демпинга не будет", - говорит заместитель директора по коммерческим вопросам барнаульского филиала компании "Вымпелком" Андрей Семенов. С ним согласны и в "Алтайсвязи". "Тарифы предлагаемые "Мегафоном" в том же Новосибирске никак нельзя назвать демпинговыми. При вхождении на новый рынок "Мегафон", вероятно, предложит сниженные тарифы на какой-то период, однако основными средствами борьбы за абонентов будет массированная реклама и специальные акции", - уверен Денис Климчук. Впрочем, в "Мобиком-Новосибирск" обещают безроуминговое пространство на территории всей Сибири и бесплатные входящие звонки со всех телефонов.
Во-вторых, "МегаФон" весьма близок лидеру алтайского сотового рынка "Вымпелкому". И у той и у другой компании в акционерах значится "Альфа групп". Причем в акционерах далеко не миноритарных. Осенью прошлого года вся российская деловая пресса с интересом обсуждала инициативу "Альфы" по объединению двух этих операторов в одну компанию, которая смогла бы более эффективно конкурировать с МТС. Однако объединения так и не произошло. Сначала против этого выступило Министерство по антимонопольной политике, а потом и акционеры отказалась от своих планов. Аналитики вообще говорят, что "Альфа групп" - не стратегический инвестор на рынке сотовой связи. И ее цель - повышение стоимости компаний с учетом дальнейшей перепродажи своих долей.
Новое слово
О другой новинке, которую следует ждать жителям края, наша газета писала уже неоднократно. Речь идет о строительстве сети третьего поколения на базе цифровой технологии CDMA-2000, о котором в марте 2004 года объявила компания "Южно- сибирская сотовая связь" ("Сотел"). Технология эта знаменита тем, что позволяет передавать большие объемы данных и качеством связи. С другой стороны во многих странах мира (самым ярким исключением является Япония) эта технология не прижилась из-за неготовности массового потребителя к новому стандарту.
В Алтайском крае сеть нового поколения сможет начать работу не ранее сентября. Но в этом году работать она должна начать в любом случае. Иначе компания потеряет лицензию. Но и здесь действующие операторы не видят особых проблем. "Об этом пока рано говорить. Еще нет ни сети, ни тарифов", - говорит Андрей Семенов. А Денис Климчук полагает, что новый стандарт нацелен на очень узкий сегмент людей нуждающихся в новых возможностях, и его оператору придется приложить массу усилий для привлечения этих абонентов. "Конкуренция нового стандарта CDMA со стандартом GSM развернется именно в этом сегменте - малочисленном, но высокодоходном, "продвинутом" и требовательном", - говорит он.
Цены падают
Впрочем, нет никаких сомнений, что действующие операторы держат в голове возникающие угрозы. За последний месяц сотовые компании предприняли целый ряд шагов, направленных на увеличение абонентской базы и ее сохранение. "Вымпелком", например, объявил о снижении цен на тарифном плане "Прайм" практически в два раза. При этом в компании сообщили, что они "внимательно следят за изменением конкурентных условий на рынке". И пообещали, что это, возможно, не последнее снижение. Андрей Семенов, например, говорит, что любые изменения тарифных планов зависят "от популярности того или иного тарифа".
Со стороны МТС маркетинговая активность также заметна. Сейчас, например, компания проводит SMS-игры в рамках своей российской сети. Победитель чемпионата, который будет длиться весь май, получит автомобиль. Кроме того, МТС объявила о предоставлении скидки в размере 15% всем абонентам, заключившим с компанией срочные контракты. То есть, рассчитанные на один год, в течение которого клиент не сможет поменять оператора или вынужден будет заплатить штраф. Рассчитан этот шаг не только на лояльных клиентов, но и на привлечение новых абонентов. "Выслуга лет" для заключения срочного контракта (в МТС его называют соглашением) не требуется.
В стороне пока остается только "Алтайсвязь". Здесь считают свои тарифы конкурентоспособными, не исключая, впрочем, коррективы в случае прихода нового игрока или изменения "ряда внутренних и внешних факторов". И по нашим ощущениям изменения этих факторов осталось ждать совсем недолго.
Самое важное - в нашем Telegram-канале