По принципу рычага Архимеда
— Сегодня правительством РФ особое внимание уделяется механизмам инфраструктурного развития регионов. Все эти инициативы даже объединили в единый блок мероприятий и назвали его «инфраструктурным меню». Расскажите подробнее, что оно включает, и как его возможности используются в крае?
— В октябре 2021 года правительством утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. «Инфраструктурное меню» и еще шесть инициатив по обновлению инфраструктуры и формированию комфортной среды для жизни вошли в направление «Строительство».
Справка
Инфраструктурное меню — набор новых инструментов долгосрочного финансирования региональных инфраструктурных проектов, преимущественно на возвратной основе. Это льготные кредиты, механизм списания бюджетных кредитов за счет дополнительных налоговых доходов от реализации поддержанных инвестиционных проектов, инфраструктурные облигации и средства Фонда национального благосостояния на модернизацию коммунальной сферы.
Наиболее значимым инструментом финансирования из «инфраструктурного меню» является предоставление регионам кредитов из федерального бюджета на 15 лет под 3% годовых. Для того, чтобы получить такую финансовую поддержку, регионам необходимо было принять участие в отборе проектов. При этом каждому из субъектов был установлен лимит. Для Алтайского края он составил 9 274 млн рублей. На указанную сумму и была сформирована заявка региона.
Правительственная комиссия по региональному развитию поддержала все из представленных Алтайским краем проектов, в рамках которых в 2022-2023 годах будут профинансированы мероприятия по созданию или развитию значимых для социально-экономического развития территорий региона объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Будут построены либо капитально отремонтированы автомобильные дороги, мосты, путепроводы через железнодорожные пути в Алтайском, Заринском, Солтонском районах, городе-курорте Белокуриха, моногороде Заринске и Барнауле, реконструированы сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации в Барнауле, произведена модернизация одного из питающих энергетических центров в Смоленском районе.
С объектами инфраструктуры тесно связаны 15 частных инвестпроектов, в целях обеспечения реализации которых и предусматриваются инфраструктурные проекты. Поступление в 2022-2023 годах бюджетных кредитов позволит привлечь средства частных инвесторов в развитие действующих и создание новых производств и объектов в размере 32 млрд. рублей.
Цифра
Еще почти 690 млн рублей в развитие инфраструктуры планируется направить за счет реструктуризации полученных ранее бюджетных кредитов, которые регион может погасить до 2029 года включительно. В рамках данного инструмента правительство региона ведет работу с инициаторами семь проектов общей стоимостью 5,7 млрд. рублей, в рамках которых может быть создано свыше 400 рабочих мест.
Стимулы к результату
— Предлагает ли сегодня министерство экономического развития Алтайского края инвесторам государственную финансовую поддержку при реализации проектов? Какой объем средств предусмотрен на ее оказание в 2022 году?
— Развитие инструментов стимулирования инвестиционной активности бизнеса было и остается одним из приоритетов в работе министерства. Помимо финансовых мер поддержки мероприятий технического перевооружения в малом бизнесе и в агропромышленном комплексе, которые реализуют отраслевые органы власти, через Минэкономразвития Алтайского края осуществляется поддержка инвесторов в виде компенсации затрат по приобретению оборудования, в том числе, по договорам лизинга, уплате процентной ставки по кредитам и налога на имущество организаций, а также присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения.
Цифра
В 2021 году такой поддержкой на сумму 161 млн. рублей воспользовались 37 предприятий с численностью занятых свыше 12 тыс. человек. В рамках поддержанных проектов по модернизации действующих производств получателями субсидий приобретено современное оборудование и спецтехника на сумму 658,1 млн. рублей.
В 2022 году поддержка по данным направлениям будет продолжена. На эти цели в краевом бюджете предусмотрено 200 млн. рублей, и уже в конце января — начале февраля мы объявим очередной отбор получателей.
Еще один инструмент финансовой поддержки, теперь уже на возвратной основе, реализуется через учрежденный министерством Фонд развития Алтайского края. Его капитализация на сегодня приближается к 1 млрд рублей. Фонд предлагает шесть программ заемного финансирования инвестиционных проектов субъектов деятельности в сфере промышленности. Основные из них — «Приоритет», «Алтайские продукты», «Поддержка экспортеров», «Цифровизация промышленности» — в том числе решают задачи по достижению национальных целей развития.
Величина займа составляет от 3 до 150 млн. рублей, минимальная процентная ставка в размере 1% годовых установлена по программе «Приоритет», финансирование которой обеспечивается за счет средств индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края. В 2020-2021 годах по этой программе фонд докапитализирован из федерального и краевого бюджетов на сумму 353,5 млн. рублей. В последующие три года ожидается увеличение объема фонда еще на 595,9 млн. рублей.
Факт
25 займов на сумму 882,7 млн. рублей выдано благодаря работе Фонда развития Алтайского края с 2018 года.
Упор на команду
— Часто в комментариях к размещенным в интернете новостям о подписании соглашений с инвесторами звучат негативные высказывания, которые сводятся к одному: «завод строится на бюджетные деньги и отдается в частные руки» или «опять будет «распил» бюджетных средств». Скажите, все-таки какова роль органов власти, и в частности, министерства экономического развития в реализации коммерческих проектов инвесторов?
— Думаю, никто не будет оспаривать утверждение, что инвестиции являются ключевым фактором для социально-экономического развития территорий. А в условиях межрегиональной конкурентной борьбы за привлечение частного капитала в открытие новых направлений бизнеса и реализацию инвестпроектов ключевой задачей для региональных органов власти становится формирование более выгодных условий для инвестирования.
Но благоприятный климат складывается не только из наличия, скажем, мер государственной поддержки. В лице органов власти инвестор должен видеть ответственного партнера в реализации проекта, который своими практическими действиями заслужил его доверие.
От оперативного решения десятков разноплановых задач, стоящих перед командой инвестора в процессе реализации проекта, в конечном счете зависит успех всего дела. Это и работа с проектировщиками, подрядчиками, ресурсоснабжающими организациями, взаимодействие с государственными структурами, получение разрешительной документации, подбор персонала и многие другие направления. При этом каждая стадия проекта характеризуется своим кругом вопросов, быстро отреагировать на которые можно, только объединив усилия.
«Молодая» сфера
— Как развивается взаимодействие власти и бизнеса в сфере ГЧП, и есть ли перспективы расширения этого взаимодействия?
— Сфера государственно-частного партнерства (относительно «молодая» для нашего региона) развивается достаточно активно.
Факт
По состоянию на 1 июля 2021 года, на территории 10 городов и 12 муниципальных районов реализуется 70 ГЧП-проектов, в том числе 35 концессионных соглашений, 32 энергосервисных контракта и три инвестиционных соглашения в сфере здравоохранения. Общий объем инвестиций по проектам составляет 6,6 млрд рублей, более 90 % из которых — средства частных партнеров.
В настоящее время активнее всего механизмы государственно-частного партнерства применяются в сферах теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, где действуют 30 концессионных соглашений с общим объемом инвестиций 4,4 млрд рублей.
Напомню, что в декабре прошлого года в Рубцовске введена в эксплуатацию ледовая «Гимаев арена» — первый объект, построенный в рамках концессионного соглашения, концедентом по которому выступил Алтайский край. Отмечу, что наряду с финансовым участием в строительстве объекта Правительство Алтайского края продолжает исполнение взятых на себя договорных обязательств и осуществляет ежегодную выплату инвестиционного платежа концессионеру с целью компенсации его затрат на проектирование и создание объекта (до 2026 года включительно).
На базе «Гимаев арены» постоянно проводятся турниры по хоккею, организуются сборы для спортсменов, предоставляется возможность занятий в тренажерном зале на современном оборудовании. На постоянной основе организован бесплатный тренировочной процесс для четырех команд ДЮСШ «Спарта» Рубцовска, а в свободное время на льду проводится массовое катание для жителей города. Услугами этого спортивного объекта пользуются не только жители города Рубцовска, но и Рубцовского и Поспелихинского районов.
В текущем году идет активная работа по развитию механизмов ГЧП в социальной сфере как на региональном, так и муниципальном уровнях.
Так, в мае 2021 года администрацией города Барнаула заключено концессионное соглашение с инвестором по созданию центра смешанных единоборств по ул. Взлетной, 2В. Хочу отметить, что правительство региона не только оказывает организационную и методическую помощь при подготовке муниципальных концессий, но и принимает финансовое участие в их реализации: на создание спортивного объекта по ул. Взлетной, 2В в краевом бюджете предусмотрено 35,2 млн. рублей. После ввода объекта в эксплуатацию он будет передан в муниципальную собственность.
В октябре текущего года заключено второе концессионное соглашение, концедентом в котором выступил Алтайский край — по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Сиреневой, 42, общей плановой стоимостью 158 млн рублей.
В настоящее время правительством края прорабатывается пакет документов, необходимых для реализации проектов по созданию трех общеобразовательных школ в Барнауле (на 1100 и 550 мест) и Бийске (на 350 мест) с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Справка
Алтайский край поднялся еще на три позиции и занял 28 строчку в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год. Среди субъектов Сибирского федерального округа это — третий результат.
Путь к успеху
— В сентябре принята Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Какие задачи стоят на ближайшие годы в инвестиционной сфере и сформирован ли план действий по их реализации?
— Основные задачи инвестиционного развития региона определены в Инвестиционной стратегии, утвержденной в составе Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, среди которых выделю ключевые.
Во-первых, это повышение инвестиционной конкурентоспособности Алтайского края за счет развития транспортной и инженерной инфраструктуры, поэтапного развития электронных сервисов предоставления государственных услуг, совершенствования механизмов сопровождения проектов, продолжение поиска перспективных инвестиционных ниш и формирования на их основе инвестиционных предложений.
Другая стратегическая задача — развитие системы государственной поддержки инвестиционных проектов. Будет продолжено совершенствование стимулирующих механизмов инвесторов с учетом результативности их деятельности и ресурсное наполнение востребованных и эффективных мер поддержки. В среднесрочной перспективе предполагаются докапитализация Фонда развития Алтайского края, создание новых и развитие действующих территорий с особыми условиями (ТОСЭР, промышленные технопарки, особая экономическая зона промышленно-производственного типа), расширение инструментария нефинансовых мер государственной поддержки.
— Снижение административных барьеров и упрощение процедур ведения бизнеса остается приоритетной задачей правительства края на ближайшие годы?
— Да. Например, это направление предполагает активизацию проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края работ по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Уровень развития цифровизации в государственном управлении должен позволить обеспечить возможность оказания услуг по регистрации прав и кадастровому учету для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления региона исключительно в электронном виде, увеличить количество сведений для межведомственного электронного взаимодействия.
Для решения указанных задач мы разработали проект плана по реализации стратегии. Документ предусматривает применение федеральных инструментов и федеральных институтов развития (СПИК 2.0, СЗПК, Фонд развития промышленности), повышение эффективности региональных институтов развития (Фонда развития Алтайского края, Алтайского центра инвестиций и развития), практическую реализацию инструментов «инфраструктурного меню», создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, внедрение регионального инвестиционного стандарта 2.0, а также отдельных его элементов на муниципальном уровне, внедрение цифровых платформ управления инвестиционными процессами, а также создание системы мониторинга мнения предпринимательского сообщества Алтайского края об эффективности деятельности по улучшению инвестиционного климата региона.
И это далеко не вся работа, которую мы ведем.
Специальный вопрос
— Расскажите об успешных примерах инвестиционной работы в 2021 году. И возможно есть и не успешные. Почему они не реализовались?
— В качестве успешного с приставкой «не» могу привести пример итогов участия Алтайского края в Национальном рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. Значение показателя интегрального индекса региона остается по-прежнему низким, несмотря на постоянно проводимую работу по совершенствованию инвестиционной среды региона.
Справка
Результаты рейтинга текущего года показали неудовлетворенность предпринимателей сроками выдачи разрешений на строительство, продолжительностью подключения к электрическим сетям и постановки земельных участков на кадастровый учет. Кроме того, респондентами отмечено административное давление со стороны контрольно-надзорных органов и органов судебной власти.
Безусловно, результаты работы по улучшению показателей рейтинга и инвестиционного климата в целом зависят не только от деятельности Минэкономразвития края. Важная роль в этом отведена как отраслевым региональным органам власти, органам местного самоуправления (например, выдача разрешений на строительство или согласование размещения объектов электросетевого хозяйства), но и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.
Наша задача на ближайшие годы — обеспечение эффективного взаимодействия органов власти всех уровней, направленного на формирование и совершенствование комфортной бизнес-среды региона, способствующей росту инвестиционных вложений.
Кроме того, отмечу, что по некоторым инвестиционным проектам, имеющим системообразующий характер, не совпали наши ожидания и реальность. По объективным причинам, на которые, к сожалению, не может повлиять ни сам инвестор ни мы, были скорректированы временные параметры реализации проектов, в связи с чем, ранее запланированные экономические, социальные и бюджетные эффекты несколько отсрочены. И, безусловно, отставание от графиков реализации указанных масштабных проектов повлияло и на снижение темпов инвестиционной активности в регионе.
В качестве успешного примера могу отметить формирование новых точек экономического роста, прежде всего основанных на совокупности инвестиционных проектов. Один из них — северо-восточная часть нашего региона с экономическим центром в городе Заринске.
Сегодня здесь на территории моногорода и соседнего с ним Заринского района реализуются и планируются к запуску с десяток инвестиционных проектов, общая стоимость которых приближается к 10 млрд. рублей. Значительные по объему проекты реализуются в сельском хозяйстве и в сфере производства пищевых продуктов. Это — строительство молочной фермы ГК «Румелко», завода по переработке масличных культур ГК «СЭУС», развитие действующих площадок ГК «Холод». Интересен проект создания современного цеха по ремонту колесных пар железнодорожных вагонов, инициированный Первой грузовой компанией. Непрерывное развитие демонстрируют предприятия, осуществляющие переработку древесины — Сибирский фанерный комбинат, Заринская деревообрабатывающая компания, АлтайДекинг.
Факт
Проекты возникли «не на пустом месте». Их появлению предшествовала совместная работа краевой и муниципальной власти по созданию тех самых благоприятных условий для бизнеса.
В частности, в Заринске с 2018 года действует преференциальный режим ведения предпринимательской деятельности, обусловленный функционированием территории опережающего социально-экономического развития. Резидентами ТОСЭР «Заринск» сегодня являются восемь предприятий, большинство из которых уже завершили инвестиционную фазу проектов и осуществляют выпуск продукции.
Отмечу, что само создание ТОСЭР имеет мультипликативный эффект, так как с появлением этого инструмента в городе активизировались все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистика, торговля, обслуживание и другие.
Другие центры экономического роста формируются в Рубцовске и Бийске, где точкой притяжения инвесторов станут создаваемые технопарки, в Благовещенском районе, где планируется строительство маслоэкстракционного завода мощностью 1200 т/сутки, общей стоимостью 10 млрд. рублей, в Алтайском районе, где в ближайшие годы будет создан горнолыжный курорт «Новые вершины» на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» общей стоимостью 13,3 млрд рублей, а также гостиничный комплекс с казино, общей стоимостью 5,5 млрд рублей, в игорной зоне «Сибирская монета».
Наличие активной позиции бизнеса по реализации своих программ развития во многом способствовало привлечению на территорию муниципалитетов бюджетных инвестиций в объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Один из последних ярких примеров — решение о проведении в 2022-2023 годах капитального ремонта автомобильных дорог от Заринска до села Яново в Заринском районе, а также улицы Зеленой с путепроводом в Заринске. Их финансирование будет осуществляться из средств инфраструктурного бюджетного кредита. Бюджетные инвестиции в транспортную инфраструктуру составят порядка 1 млрд. рублей.
Актуальную информацию о программах фонда, реализованных с его участием проектах можно получить на сайте организации по адресу frp22.ru
Самое важное - в нашем Telegram-канале