Экономика

Сталь пошла!

ОАО "Алтайвагон" возрождает литейное производство

18 сентября в рубцовском филиале ОАО "Алтайвагон" был запущен возрожденный литейный комплекс. Событие это неординарное не только для края, но и для страны в целом на фоне угасающих предприятий оборонки. Импульсом к приобретению и восстановлению бывшего ОАО "Тракторзапчасть" послужила возрастающая потребность головного завода в стальном литье. По полной номенклатуре оно ведется в России всего лишь на двух заводах.

Поочередный ввод мощностей уже в первой половине 2005 года, а может, и раньше, позволит полностью обеспечить потребность ОАО "Алтайвагон" в литых заготовках, а также организовать поставки ремонтным предприятиям МПС и в ближнее зарубежье.

На запуске печи

Для Рубцовска, который, пожалуй, из всех городов края эпоху рыночных реформ переживает особенно тяжело, возрождение литейного комплекса стало настоящим праздником.

Поздравить рубцовчан приехали губернатор края Александр Суриков, приветственное послание заводчанам от полномочного представителя президента по Сибирскому федеральному округу Леонида Драчевского озвучил федеральный инспектор по Алтайскому краю Александр Бердников.

Первой заработала пятая печь. Во время ее запуска и состоялся торжественный митинг. В цехе было не протолкнуться. Рабочие, заводское начальство, представители городской и краевой администраций, любопытная журналистская братия. А вокруг печи несколько рабочих вели подготовку к запуску. До гостей лишь доносились специфические термины "мана" и "вира".

- Колдуют мужики!- пошутил кто-то из толпы.

Минута, другая, третья. И... пошла сталь!

Мастер плавки Александр Чуванов, руководивший процессом запуска печи, вытер пот со лба и устало улыбнулся:

- Я знал, что ребята не подведут. Профессионалы!

- А вы запуск репетировали? - полюбопытствовали журналисты.

- Да вы что! Это ж такое дело: тут невозможно что-то предусмотреть!

Открыл торжественный митинг Александр Суриков. Поздравив коллектив "Алтайвагона", он отметил, что был здесь три месяца назад, когда практически весь завод лежал в руинах, всюду были пыль и грязь. Что завод в свое время был объявлен банкротом, и "добили" его внешние управляющие. А теперь вот, став филиалом "Алтайвагона", предприятие, единственное за Уралом, будет выпускать изделия по новым параметрам литья для вагоноремонтных заводов.

Выступающие отмечали, что даже в такие трудные времена люди на Алтае умеют возрождать предприятия и развивать производство. А Сергей Хачатурян, генеральный директор "Алтайвагона", в своем выступлении был краток. Тепло поблагодарив всех, кто принимал участие в возрождении предприятия, он сказал: "Люди могут быть уверены - мы пришли надолго!"

Завод поднимают из руин

Работы по восстановлению предприятия начались в апреле этого года. И стоит только удивляться тому, как много удалось сделать за эти пять месяцев. Завод подняли из руин. Точнее, поднимают. Филиал находится в пусконаладочном режиме. Здесь было все разрушено и разворовано в течение пяти последних лет. Не было отопления, воды и света. Только за три месяца с территории завода вывезли 20 тысяч тонн мусора.

Сергей Трофимов, помощник генерального директора "Алтайвагона" по рубцовскому филиалу, провел журналистов по уже действующим цехам. А затем показал то, что еще предстоит восстановить. Впечатление, что заводские корпуса специально бомбили. В них ни стекол, ни дверей. А в одном из цехов рухнула стена длиною несколько десятков метров. Вместо станков - груда металлолома. Вместо пола - огромный слой пыли.

Но по заводской территории разносится запах свежей краски. Идут восстановительные работы. На центральной аллее уложена плитка. А во дворе сталелитейного цеха соорудили световой дворик, и скоро в нем заработает фонтан.

Вместе с Сергеем Георгиевичем зашли в модельный цех. "Здесь работает элита!" - заметил Трофимов. В цехе 39 человек во главе с начальником Валерием Левченко. Трудятся токари, фрезеровщики, шлифовальщики. Работают в одну смену.

- Я раньше на АТЗ работал, - говорит фрезеровщик Владимир Смахалев. - В прошлом году узнал, что сюда будут принимать специалистов. Привлекло то, что своевременно платят зарплату. Мне здесь нравится.

Именно из этого цеха и берет начало процесс литейного производства. Здесь готовят формы для литья. Сначала изготавливают деревянную модель. А уже по ней - металлическую, которая и устанавливается на отливочную машину. Работа по степени важности и ответственности - вторая после труда конструкторов.

Отливка пока производится на одной печи. Следующую запустят в ноябре - декабре. А в 2004 году - еще две печи. Сейчас в сталелитейке трудятся 130 человек.

"Пятая печь тоже была разрушена, - рассказывает Виктор Солодовниченко, начальник цеха, - но все восстанавливается. В перспективе будут работать 10 печей. И тогда, если работать в три смены, каждая печь сможет в сутки выдавать 45 тонн жидкой стали. Развернемся, будем повышать план, набирать людей и, конечно же, повышать зарплату".

Кроме модельного и сталелитейного цехов сегодня на заводе работают термообрубной, ремонтно-механический, инструментальный, теплосиловой, железнодорожный цеха, компрессорная, центральная заводская лаборатория, где установлены спектрометры стоимостью 2,5 млн. рублей каждый, котельная.

На территории котельной работы ведутся круглосуточно. Сейчас там устанавливают два котла. В ноябре они будут отапливать весь завод. В перспективе заработают четыре котла. А корпус котельной обретет крышу.

Во всех цехах сейчас меняют систему отопления. Во многих восстанавливают кровлю, вставляют стекла, укладывают пол. Устанавливают новое оборудование. По территории завода проложили 20 километров железной дороги.

Одним словом, предприятие напоминает большую строительную площадку. На 1 сентября на переоборудование было затрачено 214,7 млн. рублей. Уже в этом месяце будет вложено 62 млн., и 184 млн. рублей планируется затратить до конца нынешнего года. Большую помощь в восстановлении предприятия оказывают администрация края, мэрия Рубцовска, отделение Сбербанка России по Алтайскому краю, специалисты "Кузбассшахтстроя". Так что машины с кемеровскими номерами на территории завода - дело обычное. А вообще к работам привлечены 11 подрядных организаций.

"Мы готовы полностью восстановить завод за два года. Работаем шестой месяц, то есть осталось где-то полтора года", - сказал Сергей Трофимов.

Филиал "Алтайвагона" - надежда рубцовчан

Рубцовск - город машиностроителей. А поскольку эта отрасль экономики оказалась в нашей стране в загоне, городу прошлось пережить сильнейший экономический кризис. В последние годы часто можно было услышать, что Рубцовск поставлен на колени. Теперь, пожалуй, можно говорить, что Рубцовск поднимается с колен. У людей появилась перспектива. Теперь в городе есть предприятие, где вовремя платят зарплату и куда требуются специалисты. Проблема пока в высококвалифицированных кадрах. Но слухи о возрождающемся заводе будоражат город.

- По профессии я огнеупорщик, - рассказал журналистам Николай Юртаев, - когда пошли по городу разговоры о том, что сюда требуются люди, я пришел. Теперь у меня все знакомые спрашивают, как да что, какие перспективы.

Средняя зарплата в филиале 3700 рублей в месяц. Но с развитием производства она будет повышаться. Ведь на головном предприятии зарабатывают свыше 6 тысяч.

"Люди устали сидеть без работы. А работать в Рубцовске, поверьте, умеют", - сказал Сергей Трофимов. Будет расти производство - появится больше рабочих мест, пополнится скудный городской бюджет.

А Сергей Хачатурян сообщил, что завод будет развивать в городе и социальную сферу, приведя в качестве примера Новоалтайск, где построены стадион и гостиница. Так что с приходом "Алтайвагона" в Рубцовск у третьего по величине города края появилось будущее.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость