Экономика

Строго конфиденциально

4 августа президент страны Владимир Путин подписал Федеральный закон "О коммерческой тайне". Этот документ был принят в Государственной думе еще в прошлом году, но впоследствии претерпел определенные изменения, будучи отклоненным Советом Федерации. О тонкостях теперь уже утвержденного президентом закона "О коммерческой тайне" рассказывает Юрий ХОЛОДЕНКО, директор компании "Юридический центр".

- Юрий Витальевич, в Уголовном Кодексе уже давно существует статья за неправомерный доступ к коммерческой информации. Однако до недавних пор основополагающего закона по коммерческой тайне в нашей стране не было. Создавало ли это какие-то проблемы для деятельности компаний?

- В конце прошлого года состоялось судебное заседание, которое касалось неправомерного доступа к коммерческой информации. Так называемый хакер влез на сервер одной известной организации и скачал оттуда файл с информацией о ее клиентах. Затем файл уничтожил. В результате в отношении "компьютерного гения" было возбуждено уголовное дело, которое завершилось вынесением обвинительного приговора. Это дело стало одним из первых в России, когда человек был осужден за неправомерный доступ к коммерческой информации.

Один из вопросов, который возник в ходе рассмотрения упомянутого судебного разбирательства, - что же считать коммерческой тайной. Потому что законодательная база, касающаяся этого вопроса, в тот момент, практически, отсутствовала. Существовали только кое-какие предпосылки, касающиеся определения коммерческой тайны. В тот период времени и сейчас основой для такого определения является статья 139 Гражданского Кодекса, где дается понятие коммерческой тайны. Также существовало постановление правительства о перечне сведений, которые нельзя отнести к коммерческой тайне. Больше никакого законодательного акта по этому вопросу принято не было.

- Какие цели преследует вступивший в силу документ?

- Основная цель закона - упорядочить процесс отнесения информации к коммерческой тайне. Урегулирован вопрос о порядке охраны и передачи тайны. В законе понятие коммерческой тайны разбито на две части. Первая - это ее значение, для чего она, собственно, нужна. Согласно закону, "коммерческая тайна позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работы, услуг или получить иную коммерческую выгоду". Вторая часть понятия - это признаки, которыми являются: коммерческая ценность, неизвестность данных сведений третьим лицам, а также отсутствие свободного доступа к информации. Если нет этих целевых признаков, то нет и самой тайны.

- Чем важен этот закон?

- Во-первых, в законе впервые введены механизмы отчуждения коммерческой тайны. Существует несколько способов сделать это. Один из них - гражданско-правовой договор. То есть информацию содержащую коммерческую тайну можно продавать. При этом в договоре о продаже, кроме прочих условий, должно быть условие и о дальнейшем нераспространении полученной информации.

Другой вариант отчуждения, отличный от продажи, - это безвозмездное предоставление по требованию. Запросить ее могут, к примеру, органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. Они вправе мотивированно требовать предоставление коммерческой тайны. То есть должны направить в организацию письменную просьбу с указанием сведений, которые их интересуют, причины, по которой эти данные стали необходимы. Если руководитель предприятия сочтет мотивы чиновников неубедительными, то он запросто может им отказать. В этом случае властные структуры могут добиться получения интересующей их информации в судебном порядке. Иных вариантов у этих органов нет.

Но есть и ведомства, которые без всякой мотивации вправе требовать отчуждения в свою сторону информации, содержащую коммерческую тайну. Такие, например, как органы дознания, предварительного следствия прокуратуры, суда. Здесь отказ предоставить информацию чреват серьезными юридическими последствиями.

Третий способ отчуждения - это разглашение коммерческой тайны. Под этим имеется в виду нарушение, которое ведет к различным видам ответственности. В законе они тоже прописаны - уголовная, гражданская или административная.

- Как предпринимателю четко очертить тот круг информации, которая должна остаться конфиденциальной?

- Закон впервые устанавливает порядок охраны этой информации. Здесь подразумевается не что иное, как методика отнесения сведений к коммерческой тайне. Каждая организация должна сама позаботиться о перечне данных, которые составляют ее коммерческую тайну. На предприятии создается приказ или положение, определяющее, какие именно сведения не подлежат разглашению. Устанавливаются ограничения, круг лиц и порядок их доступа к этой информации.

Закон также прописывает, что носитель, содержащий секретную информацию, должен иметь гриф "коммерческая тайна". Кстати, принятый закон определяет, что тайна может находиться на любом носителе информации. Это очень важно. Раньше такого не было.

- Насколько этот закон будет востребован на практике?

- Я не скажу, что он идеально практичен. Вряд ли все его положения будут воплощены в жизнь. Но, безусловно, для многих организаций он станет неким "подарком от государства". Потому что появилась законная возможность продавать коммерческую тайну. А также всем становится понятно, как ее защищать.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость