Экономика

Судьба государственных хлебных инспекций пока под вопросом

В середине сентября в сельскохозяйственной отрасли страны пронеслась сногсшибательная новость - хлебные инспекции ликвидируют. О намерении провести это революционное преобразование заявила правительственная комиссия по административной реформе. В случае реализации ее планов только на Алтае закроются 11 пунктов управления Росгосхлебинспекции (ГХИ). Одни эксперты считают, что это приведет к хаосу в сфере приемки и определения качества зерна. Другие склоняются к мнению, что никакой трагедии не произойдет - на смену ГХИ придут самостоятельные негосударственные структуры.

Региональные управления Российской госхлебинспекции расположены в 76 регионах страны. У каждого из них есть свои пункты, раскинутые по региону и взаимодействующие как с производителями зерна, так и с его переработчиками. Часто между последними возникают спорные ситуации по определению качества, от которого напрямую зависит стоимость продукта. Вот в этих спорных ситуациях ГХИ и выступает в качестве своеобразного третейского судьи.

Однако правительственная комиссия признала функции Росгосхлебинспекции избыточными. По мнению чиновников, в России вместо 76 действующих управлений должна остаться только одна инспекция, которая будет контролировать качество зерна, закупаемого в государственный резервный фонд. А сельхозтоваропроизводители и зернопереработчики в случае спорных моментов могут обращаться за экспертизой зерна в независимые лаборатории. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев отреагировал на эту идею немедленно и недвусмысленно: "В случае принятия правительством данного проекта на зерновом рынке России возникнет хаос".

У многих экспертов зернового рынка тоже возникло множество вопросов. Кто будет сертифицировать зерно, купля-продажа которого ведется на внутреннем рынке? Есть ли частные компании, способные это делать, и во всех ли зернопроизводящих регионах они присутствуют? Не возникнет ли необходимость в многочисленных дополнительных перепроверках качественного состава зерна? Не приведет данная инициатива к удорожанию продукции и замедлению ее оборота внутри страны? Что будет с экспортом зерна, если ГТК принимает во внимание только государственные сертификаты качества? Зачем вообще свертывать деятельность ГХИ, если она является по сути единственным федеральным наблюдателем на социально значимом зерновом рынке, контроль за которыми и так не слишком внятен? Список вопросов можно продолжать.

"Конечно, к деятельности ГХИ можно относиться двояко, - говорит Сергей Брасалин, главный технолог зерноперерабатывающей компании "Грана". - Но мне кажется, что плюсов в ее работе больше чем минусов. Да, ГХИ выполняет некоторую надзорную функцию при определении качества зерна, и это многим зернопереработчикам не нравится. Но в то же время хлебинспекция дает объективную оценку качества зерна, что становится неким сравнительным эталоном. Кроме того, специалисты хлебинспекции оказывают помощь по ведению складского и бухгалтерского учета зерна. И, если честно, многие элеваторы перед приездом работников ГХИ хотя бы порядок у себя наводят".

С другой стороны, к инспекторам ГХИ на местах есть и ряд претензий. Особенно от производителей зерна. Эти претензии основываются на том, что районные пункты хлебинспекции в большинстве своем находятся на базе зерноперерабатывающих предприятий, что для товаропроизводителей уже само по себе кажется подозрительным. Иногда эти подозрения подтверждаются косвенными фактами. "В одном из районов края сотрудник ГХИ проживает в квартире, выделенной зерноперерабатывающим предприятием, - сообщил нам Александр Гуков, фермер из Ключевского района. - О какой независимой экспертизе зерна в этом случае может идти речь? Пункты хлебинспекции - ручные для элеваторов. Зернопереработчики всегда найдут необходимые слова и действия, чтобы сотрудники ГХИ определяли содержание клейковины в пшенице не в пользу земледельца. Я считаю, что независимая экспертиза не может быть самостоятельной, пока она расположена на территории элеватора. А у нас все именно так и организовано".

Некоторые сельхозпроизводители относятся к возможному закрытию ГХИ нейтрально. "Для многих крестьян ликвидация хлебинспекций пройдет почти незаметно, - размышляет Виктор Кочкин, фермер из Завьяловского района. - Ну, допустим, уберут ГХИ. Никакого краха не будет - на место этой структуры придет другая. А мы как ездили в Барнаул за экспертизой зерна, так, видимо, и дальше будем ездить".

Между тем Владимир Сарыкин, начальник управления Росгосхлебинспекции по Алтайскому краю и Республики Алтай на сложившуюся ситуацию смотрит вполне оптимистично. "Наши специалисты работают в прежнем режиме, - говорит он. - Идеи правительственной комиссии еще не означают, что будет такое же решение и самого правительства. И вряд ли данный вопрос станут рассматривать в ближайшее время, потому что в высших эшелонах власти происходят очередные изменения. Кроме того, администрация Алтайского края относятся к работе нашей организации положительно. Думаю, что если даже мы лишимся федерального финансирования, нас оставят на краевом бюджете. На Алтае - 4 млн. гектаров пашни, а не 300 тысяч как в Томской области. Уже это говорит в пользу сохранения нашей структуры". Но, с другой стороны, в Алтайском крае вовсю развивается конкурент ГХИ, о котором и говорит правительственная комиссия. "Почти за месяц работы по заявкам клиентов мы провели свыше 750 анализов качества пшеницы и ячменя, - сообщил нам Виктор Квасов, директор зернового экспертного центра (Фонд АГРАЛ). - Анализы проводятся на специальном приборе "Инфралюм ФТ-10" и не расходятся с оценками ГХИ. География клиентов - от Ключевского района до Тогула, от Советского района до Тальменки. Наплыв желающих провести экспертизу растет с каждым днем, поэтому наша лаборатория работает круглосуточно. Мы чувствуем большую потребность в наших услугах, поэтому намерены открывать дополнителтные лаборатории в районах края". Отметим, что Виктор Квасов, по его словам, поддерживает предложение правительственной комиссии относительно ГХИ "как предприниматель и гражданин страны".

По словам Владимира Сарыкина, дальнейшее развитие ситуации зависит прежде всего от того, как поведет себя Москва. В заключении все той же правительственной комиссии по административной реформе говорится в возможном упразднении не только ГХИ, но и ветеринарной службы. А в ее ведении находятся свыше 1,6 тысяч федеральных госучереждений и более 100 тысяч служащих. Ликвидируя столь огромное ведомство, вспомнит ли кто-то о Росгосхлебинспекции? Неизвестно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость