Экономика

Транспорт выгоднее во всех отношениях

Для начала необходимо пояснить, почему мы решили побеседовать именно с Павлом СИКОВЫМ, директором алтайской компании "СибТрансЛизинг". Все очень просто. В одном из крупных коммерческих банков в ответ на нашу просьбу выступить в качестве экспертов на заданную тему нам прямо заявили: "В Алтайском крае лизинга, по большому счету, нет. Вот только в "СибТрансЛизинге" ребята что-то делают". Мы не стали оспаривать тезис о полном отсутствии этого инвестиционного инструмента на Алтае, а поехали на барнаульский автовокзал, в здании которого располагается офис лизинговой компании. Той самой, где "что-то делают".

- Павел, прошлый год, по мнению ряда экспертов, сложился для лизинговых компаний достаточно удачно. Количество клиентов и осуществленных лизинговых операций заметно увеличилось. На Алтае эта общероссийская тенденция находит свое подтверждение?

- Что касается нашей компании, то "СибТранслизинг" в прошлом году, наоборот, несколько уменьшил количество лизинговых сделок. Но это связано с внутренними процессами компании: у нас завершились несколько кредитных линий, вместо них открывались другие, и потребовалось переоформить отношения с банками и кредиторами. Этим мы занимались значительную часть 2003 года. Но в этом году мы планируем увеличить объем операций.

Что касается ситуации на барнаульском рынке лизинговых услуг, то здесь, помимо нас, действительно работают несколько компаний. Есть "Южно-Сибирская лизинговая компания", которая раньше занималась оформлением крупных сделок. В основном - по приобретению телекоммуникационного оборудования, а теперь она проявляет серьезный интерес к транспортному и сельсхозмашиностроительному направлениям. Хорошо представлена на рынке и "Алтайская региональная лизинговая компания", занимающаяся сельхознаправлением, транспортом и разнообразным оборудованием. Вот, пожалуй, и все основные игроки, которые не являются дочерними предприятиями коммерческих банков.

- Банки, как правило, не проявляют серьезного интереса к мелким по размеру сделки лизинговым операциям. Как вам удалось привлечь их внимание?

- Наш основной кредитор - это алтайский филиал "Гута-банка". Начиналось наше сотрудничество с ним три года назад совсем с небольших кредитов, но сегодня банк предоставил нам кредитную линию в размере 25 млн. рублей (в качестве залога под ипотеку). В прошлом году мы установили сотрудничество и с Алтайским Сбербанком, который предоставил кредитную линию в размере 10 млн. рублей под залог нашего имущества.

Здесь необходимо отметить, что цель создания нашей лизинговой компании заключалась в том, чтобы помочь автотранспортным предприятиям края развить свой парк, увеличить пассажиропоток и расширить географию перевозок. За четыре года деятельности мы помогли Алтайским АТП приобрести 95 автобусов и микроавтобусов, в том числе для членов Ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" - 55 автобусов и микроавтобусов. Таким образом мы достигли поставленной цели и наработали себе хорошую репутацию у банков.

Второй важной фактор, повлиявший на изменение рыночной конъюнктуры, заключается в том, что банки в настоящий момент сосредоточены на привлечении крупных (корпоративных) клиентов. Лизинг является для них далеко не самым интересным направлением, но упрекнуть их за это нельзя. нельзя. В 2003 году в банках нашего региона началось широкое развитие потребительского кредитования. Если раньше в лизинговые компании очень часто обращались многие предприниматели, чтобы получить на условиях лизинга компьютеры, мебель и мелкое оборудование на сумму менее 100 тысяч рублей, то теперь они перешли в сектор потребительского кредитования. Банки обратившие внимание на сектор потребительского кредитования, составили конкуренцию больше ломбардам, чем лизинговым компаниям.

- Как повлияло на развитие лизингового рынка то обстоятельство, что данный вид операций позволяет предприятиям эффективно снижать налоговую нагрузку. Например, используя ускоренную амортизацию предмета лизинга, можно уменьшить базу по налогу на имущество, который с 1 января составляет 2,2%.

- Серьезного влияния это не оказало. Дело в том, что проводить подобное уменьшение налоговой нагрузки могут позволить себе только предприятия, работающие по обычной схеме налогообложения. Среди клиентов нашей компании большинство работают по упрощенной схеме налогообложения или на ЕНВД. И для них ускоренная амортизация менее актуальна. По-моему, для них главное - быстрое и дешевое привлечение оборотных средств или средств на приобретение имущества.

- Лизинговые операции с транспортом входят в число ведущих по своему объему. Почему именно к ним проявляется такой интерес?

- Это связано с тем, что транспорт является высоколиквидным объектом залога. При работе с транспортом легко можно узнать его рыночную цену, не нужно демонтировать транспорт, его всегда можно продать. Во-вторых, при работе с транспортом осуществляется госрегистрация в ГИБДД на собственника - лизинговую компанию, что является гарантией сделки. Я бы также отметил и тот факт, что проводить инспектирование транспорта, находящегося в пользовании лизингополучателя, гораздо проще, чем, например, оборудования. Проще говоря, транспорт может приехать на инспектирование сам, а вот проводить осмотр оборудования зачастую приходится непосредственно на предприятиях, расположенных по всему краю.

Чем известен"СибТрансЛизинг"

Компания "СибТрансЛизинг" была основана в 2000 году, в качестве одного из основных учредителей выступило ОАО "Барнаульский автовокзал". За время работы компания приобрела объектов лизинга на сумму 85,4 млн. рублей (80% - транспорт, 20% - оборудование), подписано 109 договоров лизинга на сумму около 116 млн. рублей. В планах компании на 2004 год значится некоторое увеличение доли оборудования в общем объеме объектов лизинга. Это связано со снижением активности автотранспортных предприятий и развитием производственных фирм.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость