КБК (код бюджетной классификации) и ОКАТО (общероссийский классификатор объектов территориального деления) используются для правильного распределения поступающих в бюджеты средств. КБК отвечает за специфику платежа (он, например, указывает, что деньги были уплачены по налогу на прибыль или за аренду муниципального имущества), а ОКАТО - за его территориальную принадлежность. С 1 января в Алтайском крае начали действовать 797 новых бюджетов поселений, что является одним из самых высоких показателей по России. Это привело к появлению новых кодов ОКАТО и параллельному изменению КБК.
В результате в крае с начала года резко вырос показатель платежей, не попавших по адресу. По данным краевой налоговой службы, 80% налоговых платежей уплаченных 10 января, были занесены в невыясненные. К концу прошлой недели, по словам начальника отдела учета налоговых поступлений и отчетности краевой налоговой службы Лидии Типикиной, этот показатель снизился до 40%. Близкие цифры называют и другие администраторы бюджетных платежей. «У нас показатель платежей, отнесенных на невыясненные, достигает 30-40%», - сообщила начальник отдела нежилых помещений городского комитета по управлению муниципальной собственностью Светлана Фоминых. По ее словам, комитет успел оповестить большинство арендаторов об изменении КБК, но о том, что в городе будет новый ОКАТО, они сами узнали только 10 января. «Это произошло по не зависящим от комитета причинам. Налоговая несвоевременно известила нас об этих изменениях», - говорит она. «Количество невыясненных платежей существенно, но, как нам сообщили в казначействе, те, кто оплатил штрафы «не по адресу», не пострадают. Квитанции мы будем принимать, даже если там неправильный ОКАТО», - говорит старший инспектор по исполнению административного законодательства Барнаульского полка ДПС Вячеслав Завидов.
В Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю «ВД» сообщили, что цифра 30-40% является характерной для всех администраторов платежей. «Лидеров и аутсайдеров у нас нет», - говорит начальник отдела доходов казначейства Татьяна Калачик.
В то же время для бизнеса вся эта реформа может вылиться в серьезные финансовые затраты. Налоговики уже заявили, что на не поступившие в бюджеты платежи будет начисляться пеня. «За налогоплательщиком будет числиться задолженность, и ему может быть выставлено инкассовое поручение», - говорит Лидия Типикина. Напомним, что с 1 января налоговики могут взыскивать пени и штрафы до 50 тысяч рублей без обращения в суд. Как сообщили в налоговой службе, основные проблемы могут возникнуть у плательщиков земельного налога и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). «Для перечисления земельного налога выделено восемь новых КБК: налог будет уплачиваться по двум ставкам в местный бюджет, а также в бюджеты городских округов, которых в крае 12, и поселений», - говорит Лидия Типикина. Крупным плательщикам, имеющим территориально разветвленную сеть, придется увеличить количество бумажной работы. Наиболее пострадавшими в этой ситуации выглядят компании «Российские железные дороги», «Алтайэнерго» и ряд других. Но нагрузка увеличивается и у небольших компаний. «Если у компании есть пять магазинов в разных поселениях одного района, то ей вместо одного необходимо будет готовить пять платежных поручений, отдельно для каждого поселения», - поясняет Лидия Типикина.
В местных компаниях не в восторге от этой реформы. «Мы, как и положено по договору, перечислили деньги в комитет по управлению имуществом 10 января по старому ОКАТО и попали неизвестно куда», - рассказала главный бухгалтер компании «Айсберг» Татьяна Сергеева. По ее словам, чтобы избежать ошибок, информацию об изменениях необходимо доводить до плательщиков до 25 декабря. Но к новогодним сюрпризам бухгалтера уже привыкли. «С наступлением 10 января всегда ждешь неожиданностей. Сегодня многие работающие на «вмененке» окажутся в сложной ситуации. Чтобы перевести платеж с одного кода на другой налогоплательщику, необходимо писать письмо. А рыночных торговцев вообще никто ни о чем не предупреждал - они платят через почту», - считает Татьяна Сергеева.
В крупных федеральных компаниях недовольны ростом объемов бумажной работы. «Нагрузка на предприятие увеличивается, растут накладные расходы. За каждую платежку банк берет от 8 до 12 рублей. А у нас только по Северо-Восточным электрическим сетям количество платежек увеличивается в три раза. Плюс стоимость бумаги и затраты на модернизацию компьютерных систем на предприятии», - рассказала заместитель начальника отдела бюджетного планирования «Алтайэнерго» Татьяна Маслова. «Закон-то вступил в действие, но никто подготовительную работу не провел. Мы уже написали около десяти писем в краевую налоговую и инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. Но адекватных ответов пока не получили», - говорит она. Ведущий бухгалтер налогового департамента «Алтайэнерго» Светлана Овсянникова считает, что компания столкнулась со сложностями при уплате аренды на землю в сельских поселениях. «Этот платеж расщепляется вплоть до бюджетов сельских поселений. Мы отправили им акты сверок на подписание, но складывается впечатление, что сельсоветы просто не готовы к этой работе», - говорит Овсянникова.
Между тем эксперты «ВД» говорят, что по сравнению с прошлым годом, когда коды ОКАТО были изменены с семизначных на двадцатизначные, объем невыясненных платежей уменьшился. «Первые три месяца 2005 года творилось что-то невероятное. Накал страстей был больше, чем сегодня», - говорит Татьяна Калачик. Впрочем, по словам Татьяны Масловой, для компаний ситуация в прошлом году была более прозрачная. «Налоговая выпускала специальный классификатор, которым было легко пользоваться», - вспоминает она. «Вся эта ситуация с ОКАТО - еще один пример того, что наши предприниматели самостоятельно не читают нормативные документы и не интересуются новостями. Что ж, значит, будет как в армии: не понимаешь головой, будешь понимать через ноги», - резюмирует исполнительный директор АСП Эдуард Черченко.
ОКАТО может стать больше
Как сообщила «ВД» начальник отдела доходов Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Татьяна Калачик, в прошлом году договоры в качестве администраторов платежей с казначейством имели 46 бюджетополучателей (то есть налоговая инспекция, ГУВД и т.д.) и 72 финансовых органа муниципальных образований. В этом году к ним прибавилось 797 финансовых органов сельских поселений.
«Остается открытым вопрос с территориальными структурными подразделениями бюджетополучателей, по которым еще может пойти детализация. То есть, возможно, что территориальные структурные подразделения того же ГУВД будут самостоятельно отчитываться за поступающие на их счет платежи», - говорит Татьяна Калачик. По ее словам, сроки уточнения назначения невыясненных платежей целиком зависят от администраторов. «Порядок и процедура уточнения этих сумм достаточно простая и четко прописана в нормативных документах», - утверждает она. При поступлении невыясненных платежей они зачисляются по уровням бюджета в зависимости от администратора, который зачислил это платеж. То есть невыясненные платежи федеральных администраторов (например, краевой налоговой службы) поступают в федеральный бюджет, платежи, администрируемые комитетом по финансам краевой администрации, - в краевой бюджет и т.д.
Матвей ЭРГАРДТ, Андрей НЕДОБИТКОВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале