- В последнее время многие алтайские агропромышленные компании (к примеру, "Хлеб Алтая", "Грана", "АЛТАН", "Алейскзернопродукт" и другие) открыли сайты. Говорит ли это о том, что руководители ведущих сельхозпредприятий наконец-то увидели в Интернете реального помощника?
- Я нахожу такой тенденции несколько объяснений. Во-первых, сельское хозяйство является главной отраслью в экономике края. И поскольку большинство сельхозпредприятий реализуют свою продукцию за пределы Алтая, они заинтересованы в расширении клиентской базы, что можно с успехом делать при помощи сайта. Во-вторых, краевое управление сельского хозяйства администрации края и наша web-компания провели определенную работу, чтобы вызвать у аграриев интерес к возможностям Интернета. Мы совместно сделали сайт этого управления. В-третьих, в прошлом году открылся агропромышленный портал "СибАгро.ру", который тоже содержит массу ценной информации о сельском хозяйстве. В итоге, сегодня главная отрасль экономики Алтайского края, на мой взгляд, хорошо представлено в компьютерной сети. Это подтверждают и сами менеджеры предприятий, с которыми сотрудничает наша компания. Многие через две-три недели после открытия сайта звонят нам и сообщают, что довольны количеством новых клиентов.
- В своей статье вы говорите о необходимости создать "концепцию сайта". Не могли бы вы привести пример такой концепции?
- Мы можем ее выстроить условно. К примеру, предприятие производит какой-либо товар и его менеджеры задают себе вопрос: "Кто наш покупатель?" Деловые партнеры могут дифференцироваться по географическому принципу: общероссийские, сибирские, краевые. Если сайт рассчитан на привлечение внимания конечных потребителей продукции (покупателей), то он должен иметь уже иную специфику. Исходя из этих и многих других факторов формируется рекламная кампания сайта. Кроме того, очень важно правильно изготовить Интернет-ресурс, подобрать его дизайн. Если сайт предназначен для конечных потребителей, то дизайн должен быть броским и ярким, необходимо как можно больше выдать информации о товаре. Если речь идет о компании, занимающейся оптовыми поставками, то здесь принципы построения сайта будут совсем другие. Акцент делается на информации, которая полезна торговым менеджерам - цены, телефоны, адреса, скидки, месторасположение компании и т.д.
Как видите, можно сделать сайт для продвижения товара, а можно для продвижения брэнда компании. Возьмем, к примеру, два сайта фирмы "АЛТАН". Один направлен на продвижение компании среди оптовиков (www.altan.ru), другой рассказывает о макаронах и кофейне "Гранмулино" (www.granmulino.ru).
- Что входит в понятие "рекламная кампания сайта"?
- Это не только традиционное продвижение сайта на самых популярных интернет-ресурсах. Рекламная кампания может вестись по нескольким направлениям. С одной стороны, сам сайт может быть одним из компонентов рекламной кампании предприятия. С другой, можно рекламировать сайт в СМИ. Все зависит от предназначения рекламной кампании. Как правило, в ходе ее подготовки четко выбирается целевая аудитория. Если это менеджеры по продажам, то с помощью Интернета можно провести какую-то адресную, таргетированную (от английского target - "цель") рассылку или анкетирование.
Один из распространенных видов рекламной кампании - регистрация сайта в различных отраслевых бизнес-справочниках. Такие интернет-справочники есть во всех регионах страны. Другим предприятиям можно рекомендовать участие в электронных торговых системах и бизнес-форумах. Рекламные возможности Интернета не ограничены.
- Заказчиков сайта интересует срок окупаемости расходов?
- Напрямую такой вопрос никто не задает. Но в компании "Митра" установлены определенные сроки окупаемости, которые в ходе переговоров с заказчиком учитываются. На мой взгляд, если сайт через два месяца окупил расходы - это очень хороший результат. Приемлемый срок окупаемости - от четырех до шести месяцев. Если расходы на создание сайта не оправдали себя через год - это неэффективный проект.
- Но ведь сайт может быть изначально удачным по идее, контенту и навигации. Но затем компания его попросту перестала развивать и обслуживать. Новости устаревают, прайс-листы не обновляются. Такой сайт себя никогда не окупит...
- Все правильно. Мы можем изготовить фирменный сайт, а функцию обслуживания передать непосредственно штатному сотруднику фирмы. Чаще всего, так и происходит, что за "порядком" на сайте следит человек из компании. Но вскоре он забывает о своих обязанностях, а его начальство не контролирует это направление. Итог хорошо известен - сайт умирает. Избежать этого можно лишь в том случае, если регулярно следить за развитием интернет-ресурса.
- Насколько я понимаю, вы являетесь сторонником тендерной системы подбора web-компании. Почему?
- В этом случае у заказчика есть широкая возможность выбора разработчика. И он сможет добиться соотношения "цена-качество", максимально приближенного к идеальному. Я бы посоветовал компаниям открыто объявлять о проведении тендера на разработку сайта.
- Как поступить компании, если она не имеет собственного сайта, но хочет продвигать свой товар или услугу в Интернете?
- Рекламироваться на специализированных страницах. На протяжении двух лет мы обслуживаем две фирмы, которые проводят рекламную кампанию в Интернете. Они всем довольны и при этом создавать собственный сайт не собираются.
- На основании каких юридических документов взаимодействуют заказчик и изготовитель Интернет-ресурса?
- Существует два уровня доверия. Первый хорошо известен в нашей стране и называется он "честное слово". Второй уровень - подписание договора об оказании услуг. В стране действует федеральный Закон "Об авторских правах", на основании которого можно установить, за что именно платит деньги заказчик - за услугу или за право пользоваться сайтом. Наша компания решает проблему просто. В договоре указывается, что все результаты работы (сайт) передаются в собственность заказчика, а за собой мы оставляем право использования ресурса для саморекламы.
- Какие-то рекомендации по размещению сайта вы даете клиентам?
- Конечно, один из главных вопросов, который интересует заказчиков, - на какой "площадке" разместить сайт? Мы рекомендуем столичные каналы. В частности, московской провайдинговой компании rusonix.ru. Практика показывает, что пропускная способность столичных каналов гораздо выше. Но качество алтайских каналов тоже вполне приемлемое.
Самое важное - в нашем Telegram-канале