Союзное ноу-хау
В Советском Союзе практически каждое крупное предприятие имело на балансе детский сад, пансионат, больницу, строило жилье для своих сотрудников. Считается, что это было наше, отечественное ноу-хау, ничего подобного нет в западных соцпакетах. Есть мнение, что подобная "натуральная" оплата труда должна была отучить "пролетариат" от денег в преддверии коммунизма.
А десять лет назад льготы и привилегии номенклатуры были одной из излюбленных тем у получивших свободу журналистов. Борис Ельцин, некоторое время назад сам получивший пожизненные государственные льготы, в начале 90-х годов обеспечил себе взлет политической карьеры поездками на троллейбусе и борьбой со спецполиклиниками и спецпансионатами. На госслужбе сегодня мало что изменилось, а вот крупные предприятия с развалом Союза потеряли свои системы социальной поддержки сотрудников.
От хаоса к системе
В современной России первыми обратили взор на "социалку" в тех компаниях, чьи руководители раньше всех поняли, что в рыночных условиях приходится чем-то заманивать и как-то удерживать ценного специалиста. Компании пережили первый этап, который отличался стихийностью и индивидуальным подходом, когда льготы предоставлялись по принципу "могут дать, а могут и не дать". Сегодня на многих частных предприятиях сформировался совсем иной подход к "упаковке" социального пакета. Он предполагает структурированность и прописанность льгот. Каждый сотрудник знает, на какой ступени служебной лестницы ему положен бесплатный пейджер, а на какой - мобильный телефон.
Елена Скуднова, заместитель генерального директора компании "Байт": "У нас есть документ, который называется "Справочник сотрудников". В нем прописаны все внутренние правила и стандарты, в том числе и порядок предоставления льгот". В барнаульском отделении компании "НЭТА" аналогичный документ называется "Положение о правах сотрудника". Лариса Курносова, руководитель отделения отмечает: "Все специалисты четко разделены в зависимости от стажа работы. При стаже менее трех месяцев корпоративных льгот нет. Человек, отработавший в компании от трех месяцев до года, получает корпоративные пособия при рождении ребенка или утрате близкого родственника. В дальнейшем социальный пакет увеличивается вместе со стажем работника".
А что в пакете?
Вообще, все компенсации и льготы, предоставляемые сотрудникам в алтайских компаниях, можно разделить на те, которые нужны работникам для успешного выполнения их обязанностей, и собственно социальный пакет. К числу предметов, необходимых для полноценной работы могут относится: ноутбук, пейджер, мобильный телефон, изредка - автомобиль. Причем автомобиль может быть корпоративным или личным, но компания при этом оплачивает расходы, связанные с эксплуатацией машины и выдает компенсацию за износ.
Льготный социальный пакет может включать в себя абсолютно разные компенсации и привилегии в зависимости от места компании на рынке, корпоративной культуры и финансового положения. "Конечно, есть соблазн ввести дополнительные льготы для сотрудников, - признался Владислав Гридин, директор производственного предприятия "Гратис". - Но все упирается в финансы. А в этом плане мы пока еще слабоваты, поэтому ограничиваемся только стандартным набором гарантий, да ко дню рождения отдельные сотрудники получают подарки".
"У нас есть стандартная социальная программа: больничный, отпуск, пенсионное страхование, - рассказала Надежда Селищева, ведущий специалист агентства недвижимости "Дом". - Недавно все сотрудники получили бонус в виде страховки от несчастных случаев". Кроме того, агентство недвижимости "Дом" оплачивает оздоровительные мероприятия, проводимые для своих сотрудников и членов их семей, и в размере 50% компенсирует для своих специалистов затраты на обучение.
Вообще дотации на спорт и обучение - наиболее распространенные элементы социальных пакетов в местных компаниях. Они распространены даже больше, чем полная оплата или частичное дотирование обедов сотрудников. "Раз в неделю сотрудники имеют возможность посещать спортзал, - рассказала Елена Скуднова. - Все расходы берет на себя компания. Что касается оплаты обучения, то если оно стоит дорого, между "Байтом" и работником заключается договор, согласно которому специалист должен отработать в нашей компании не менее двух лет со дня окончания оплаченной учебы". В барнаульском отделении компании "НЭТА" существуют компенсации затрат на занятия в спортзале, а в бассейн коллектив ходит исключительно за счет компании. Кроме того, в компании "НЭТА" наиболее ценные работники могут претендовать на беспроцентную ссуду для приобретение жилья.
Никакой математики
К сожалению, нам не удалось найти ни одной местной компании, где осуществлялся бы математический анализ эффективности вложения средств на развитие социального пакета. "Как такового анализа нет, - говорит Елена Скуднова, - но отдача чувствуется по духу, царящему в компании, по сплоченности коллектива". По словам Ларисы Курносовой, "видно, что наличие социального пакета повышает лояльность сотрудников к предприятию, что, естественно, укрепляет их на рабочем месте, и они уже не смотрят направо и налево в поисках новой работы. Не нужно специальных расчетов, чтобы увидеть, что кадры от нас не уходят, постоянно идет интересная ротация специалистов, когда из продавца можно "вырасти" в директора магазина".
Свой подход к анализу эффективности вложения средств в социальный пакет имеется в агентстве "Дом". "Мы ведем аналитику своих вложений, - сообщила Надежда Селищева. - Все цели и результаты четко прописаны. Предположим, на рынке недвижимости происходит спад или кризис. Соответственно, происходит и психологический спад у наших риэлторов. Значит, надо их как-то взбодрить. Руководство организует корпоративную поездку в Горный Алтай за счет агентства. Потом обязательно идет обратная связь. Каждый рассказывает о плюсах и минусах проведенного мероприятия. И делаются соответствующие выводы".
Несомненно, за вторым этапом создания корпоративной социальной политики должен последовать третий. В идеале он предполагает, что соцпакеты для разных людей формируются, исходя из их личных потребностей. Кроме того, должен быть более широкий ассортимент предлагаемых льгот, чтобы сотрудник имел возможность выбора. Например, в компании "НЭТА" есть возможность получить премию, бросив курить, предварительно уведомив о своем решении генерального директора. Этот стимулирующий элемент соцпакета можно уже считать небольшим шагом к высоким технологиям управления корпоративной социальной политикой.
Какие стимулы можно использовать
Социальные пакеты алтайских компаний содержат как материальные, так и нематериальные вознаграждения. Вот некоторые из них:
- дотируемые обеды;
- дотируемые спортивные мероприятия;
- материальная помощь на оздоровление и лечение;
- материальная помощь при вступлении в брак или рождении ребенка;
- премия ко дню рождения сотрудника, юбилейным датам;
- вознаграждение к 23 февраля и 8 марта;
- поощрение по итогам внутреннего профессионального соревнования в виде денежного вознаграждения, туристических путевок или ценных подарков;
- ссуда на получение образования, повышение квалификации, полная оплата обучения;
- ссуда на улучшение жилищных условий;
- компенсационные выплаты за использование личного автомобиля в рабочих целях, личных мобильных телефонов, пейджеров;
- предоставление средств связи (пейджеры, мобильные телефоны);
- льготное страхование сотрудников от несчастного случая, медицинское и пенсионное страхование.
Самое важное - в нашем Telegram-канале