Экономика

В Барнауле открылось частное книжное издательство "Всемирная библиотека"

"Правило №1 - пропаганда творчества местных литераторов" - гласит пресс-релиз недавно созданного барнаульского книжного издательства "Всемирная библиотека". В настоящий момент предприятие, начинающее работу под столь амбициозным названием, уже выпустило одну книгу. Сегодня готовит к печати вторую. О перспективах развития своего бизнеса, а также в целом о горизонтах коммерческого издательства в нашем городе, нам рассказал главный редактор "Всемирной библиотеки" и известный арт-критик Вадим Климов.

Когда коммерция вторична

- Вадим Александрович, как родилась идея создания такого бизнеса, и чем она была мотивирована?

- Все началось с того, что наш местный автор, Алексей Резник, пришел к своему хорошему знакомому и показал рукописи нового произведения. Последнему роман "Черная шаль" понравился, и он решил помочь другу в издании книги. Вместе они зарегистрировали юридическое лицо под названием "Всемирная библиотека". На этом этапе, компаньоны сошлись на мнении, что будущему издательству нужен специалист, хорошо ориентирующийся в художественном пространстве краевого центра. Так на должность главного редактора был приглашен я. В мои обязанности будет входить продвижение самого издательства на рынок, формирование издательского портфеля, PR-менеджмент продуктов компании "Всемирная библиотека" и т.д.

А основную мотивацию нашего начинания можно удачно проиллюстрировать случаем, не так давно произошедшим со мной. В одном из крупнейших книжных магазинов Барнаула я пытался найти книги местных авторов. Не обнаружив подобной литературы на полках, я обратился с вопросом к менеджеру: "А что, в Барнауле писателей нет?". На что услышал: "Да был один, и тот давно умер". "Это кто же?", - не унимался я. "Как же, Шукшин", - ответил продавец. Известно, что в каждой шутке есть своя доля правды.

Действительно, сегодня на Алтае, достаточно много талантливых писателей, которые создают порой очень оригинальные вещи. Но донести их содержание до своего читателя не могут. Даже если автору и удается найти какие-то средства на издание собственной книги небольшим тиражом, продать ее в дальнейшем он не в состоянии. Нет ни опыта, ни технологии. Вот мы и хотим стать тем посредником, который сможет объединить алтайских авторов со своими читателями. Естественно, есть желание еще и заработать на этом процессе. Но пока для нас это вторично.

- Что значит "вторично" для коммерческого издательства?

- Мы не хотим себя позиционировать как коммерческое издательство. Слова коммерция, предпринимательство, бизнес - в нашей стране в понимании каждого имеют свой смысл. Но чаще всего коммерция - это что-то такое "базарное", предпринимательство - уже серьезнее, а бизнес - большое. Вот мы, наверное, будем заниматься предпринимательством в области литературного издания. И вообще, слово коммерция подразумевает следующее: вложить деньги и более или менее быстро их "обернуть". В деле, начатом нами, так не получится. Наш проект очень долгосрочный. И тому масса причин.

В ближайшее же время мы будем заниматься лишь наработками на будущее. Помня о своей основной цели - продвижении на литературный рынок местных авторов, "Всемирная библиотека" будет работать над формированием редакционного портфеля. То есть отбирать тексты наиболее талантливых авторов, с нашей точки зрения перспективные для будущей продажи. А также определять наиболее выгодный для них книжный формат.

По европейской схеме

- А как выглядело издательство книг местных авторов до начала вашей деятельности? Вы же изучали рынок до того, как выйти на него?

- Вот в том то и дело, что этого рынка как такового просто нет. Некоторое время назад в краевом центре появлялись коммерческие книжные издательства, однако их сегодняшняя судьба неизвестна. По крайней мере, я об их работе ничего не знаю. Большинство же барнаульских авторов, недавно выпустивших свои книги, действовали в строго индивидуальном порядке - без участия института издательства. То есть при финансовой помощи близких, друзей, знакомых оформляли заказ в типографии. А далее занимались распространением книг самостоятельно.

- Что принципиально "Всемирная библиотека" хочет изменить в этом процессе?

- Мы планируем работать по европейской схеме. То есть методике, когда издательство "ведет" автора от "сырого" текста до готовой книги на магазинной полке. И при этом самому автору не нужно иметь на руках средства для издания книги. Нужен лишь хороший текст, за который он впоследствии получит гонорар.

- А кто кого будет искать: авторы вас или вы авторов?

- Что-то вроде конкурса текстов мы объявлять не будем. У нас слишком много писателей и поэтов, которые считают себя гениальными. Поиском перспективных текстов, скорее всего, буду заниматься я. После, кандидат будет представлен вниманию еще двух-трех экспертов издательства. Если вместе мы определим, что будущая книга должна "пойти" в массы, то предложим литератору контракт, в котором оговорим все условия.

- Почти так было и с вашим первым издательским опытом - романом Алексея Резника "Черная шаль"?

- Абсолютно. Основное отличие, что в том случае романом мы решили открыть целую издательскую серию - "Сказки замороженных строек". Уже осенью в ее рамках должна выйти вторая книга.

Расходы и доходы

- В какую сумму обошелся проект издательству, и сколько на нем удалось заработать?

- Расходы можно посчитать. Книга в конечном итоге будет напечатана тиражом в три тысячи экземпляров при себестоимости одного в 50 рублей. Эти средства мы "изъяли" из своего другого, основного бизнеса. И, наверное, в дальнейшем придется брать оттуда же займы. Я же уже говорил, что издательское дело, за которое мы взялись, не высокодоходное. А вообще, что касается дохода, то говорить о нем можно будет еще очень не скоро.

В настоящий момент по друзьям и знакомым реализовано порядка 200 экземпляров "Черной шали", а официальные продажи еще не начались. Конечную цену на книгу мы определили в 80-90 рублей. Совсем скоро проведем презентацию и начнем рекламную кампанию.

Мы заказывали специальное маркетинговое исследование, которое показало, что особых очередей в барнаульских книжных магазинах сегодня нет. Книги сейчас продаются, например, гораздо хуже, чем водка. Еще и "благодаря" своей цене. Так вот, если нашему издательству удастся удешевить литературные труды местных авторов за счет объемов, то, наверное, свою основную задачу по продвижению алтайских писателей мы выполним. А уже потом можно будет говорить о прибыли.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость