Экономика

В гордом одиночестве

Авиакомпания "Сибирь" недавно вернулась к своему обычному тарифному плану. Для барнаульских пассажиров это возвращение обернулось неприятным повышением цен. Теперь стоимость билетов на перелеты из Барнаула в Москву и обратно составляет порядка 6,5 тысячи рублей. Летние тарифы были дешевле, по нашим оценкам, примерно на 20%.

Повышение тарифов произошло вскоре после повторного ухода с алтайского рынка пассажирских авиаперевозок государственной транспортной компании "Россия". Напомним, что эта она дважды пыталась составить "Сибири" достойную конкуренцию на Алтае. Первый раз это произошло в декабре прошлого года. Но спустя два месяца "Россия" покинула барнаульский рынок. Второй раз завоевать доверие пассажиров она попыталась в мае нынешнего года. Возвращение проводилось путем введения дешевых тарифов. "Сибирь" была вынуждена также скорректировать свои цены на билеты в сторону понижения. Одновременно авиакомпания предлагала клиентам широкий спектр дополнительных услуг - бесплатную доставку в аэропорт и домой, бонусную программу для постоянных клиентов. Причем наличие различных льготных тарифов позволяло "Сибири" сохранять лидирующее положение на рынке.

Соперничество двух компаний длилось недолго. В октябре "Россия" вторично ушла с Алтая, оставив "Сибирь" в монопольном положении. И вскоре стоимость билетов на ее рейсы изменилась. Но, по словам эксперта по связям с общественностью авиакомпании "Сибирь" Евгения Филянина, это не было повышением. "В течение летнего сезона, когда ГТК "Россия", привлекая пассажиров, вводила временные сверхнизкие тарифы, авиакомпания "Сибирь" была вынуждена вводить аналогичные демпинговые тарифы в свою сетку. Сегодня этих тарифов нет, но они и не могли быть постоянными," - говорит он.

В авиакомпании "Сибирь" нас заверили, что основной контигент их клиентов достаточно устойчив. Поэтому опасаться снижения спроса на билеты и уменьшения пассажиропотока не следует. По мнению Евгения Филянина, рынок пассажирских авиаперевозок на Алтае развивается очень динамично. А последняя корректировка тарифов позволит сделать его "Сибири" более сбалансированным. Понижение тарифов только с целью привлечения дополнительных пассажиров неоправданно, так как отрицательно сказывается на рентабельности полетов. Такого позволить авиакомпания себе не может. Тем более что за время острой конкуренции с "Россией" она была вынуждена идти на различного рода издержки.

Сейчас стоимость авиабилетов на рейс "Барнаул-Москва-Барнаул" подравнялась с ценами ближайших соседей - Новосибирска и Кемерово. Базовый тариф на рейсы "Кемерово-Москва-Кемерово" в эконом-классе составляет 6200 рублей. На рейсы "Новосибирск-Москва-Новосибирск" в этом же классе есть два тарифа - 9600 и 7200 рублей.

Правда, барнаульцам выбирать не из чего. Наличие на рынке одного авиаперевозчика не оставляет свободы для маневров. Железная дорога, которую в "Сибири" называют главным конкурентом, таковым по сути не является. Общее число пассажиров, решивших пересесть с самолета на поезд, вряд ли превысит 10-15%. Ими будут в основном те, кто пользуется услугами воздушного транспорта нерегулярно. Кроме того, распродажи стали традицией в "Сибири". Например, на этой неделе начнется рождественская распродажа авиабилетов. Тариф на рейс Барнаул-Москва-Барнаул составит 4990 рублей. И, как сказал Евгений Филянин, "изменение цен зависит, главным образом, от изменений ставок аэропортовых сборов, цен на топливо. Эти ставки растут каждый год независимо от нашего желания".

Безусловно, забота о пассажирах и проведение разумной тарифной политики - это только плюсы в работе авиакомпании "Сибирь". Но вопрос о наличии на рынке хотя бы еще одного авиаперевозчика остается открытым. По словам первого заместителя председателя комитета по транспорту, дорожному хозяйству и связи администрации края Виктора Давыдова, появление в Барнауле иной авиакомпании со стороны властей может только приветствоваться. Пример с работой "Сибири" и "России" достаточно красноречив. Люди имели возможность выбора, компании в условиях конкуренции снижали тарифы. Выигрывал пассажир. Но пока желания прийти на алтайский рынок никто из других авиакомпаний не проявлял.

По нашим данным, на сегодняшний день несколько авиакомпаний имеют лицензию на полеты из Москвы в Барнаул и обратно. Но когда они ими воспользуются, неизвестно. Ясно одно: чтобы составить достойную конкуренцию "Сибири", надо иметь серьезные инвестиции и широкий спектр дополнительных услуг. В авиакомпании же честную и здоровую конкуренцию только приветствуют. Но по словам Евгения Филянина, позиция по Алтаю у них жесткая. Для "Сибири" наш край является базовым регионом и работать здесь компания будет в любых условиях. Но конкурировать с "Сибирью" можно. Пример тому - наш ближайший сосед Новосибирск. В аэропорту "Толмачево" работают 15 авиакомпаний, а в Москву выполняется больше 10 рейсов в неделю как самолетами "Сибири", так и другими перевозчиками. Из Барнаула же в Москву можно попасть только одним рейсом. И введение дополнительного "Сибирь" в ближайшее время не планирует.

Наталья ПЬЯНЗИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость