Экономика

Всех подогнали под одну ставку

Заместитель председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края Алексей Легостаев принимал участие в разработке всех ключевых региональных законов, касающихся налогообложения. В беседе с нашим корреспондентом он изложил свои взгляды на проблемы налоговой реформы в крае.

- Алексей Викторович, хотелось бы услышать вашу оценку изменений, внесенных в Налоговый кодекс. Например, как отразится на краевом бюджете введение транспортного налога и единого налога на вмененный доход?

- Принятие транспортного налога стало продолжением продекларированной правительством и президентом политики снижения налоговой нагрузки на производителей. С постепенным переносом этой нагрузки на физических и юридических лиц, являющихся собственниками имущества. Именно в связи со снижением налогового бремени был отменен налог на пользователей автодорог, по которому в прошлом году в крае собрали почти 850 млн. рублей. Можно сказать, что снижение налогового бремени произошло как раз на эту сумму. Ввели транспортный налог и это, я считаю, нормальное и правильное решение. Весь вопрос теперь в том, как наладить механизм взимания этого налога. Выяснилось, например, что у нас очень слабые информационные базы по транспортным средствам, они плохо упорядочены, не содержат достаточных реквизитов для эффективного налогообложения. Сегодня необходимо подумать и о том, как наладить взаимодействие между налоговыми органами и структурами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Говорить же о том, что дал и чего не дал транспортный налог, конечно, еще рано. Первый срок уплаты этого налога для юрлиц наступит в апреле, для физических лиц - в июле.

Что касается единого налога на вмененный доход, то к нему у меня всегда было несколько негативное отношение. Из-за его обязательности и уравниловки. В принципе, эта система может легко использоваться для минимизации налогообложения. Единый налог должен был иметь жесткие ограничения, и распространяться действительно на малый бизнес, а даже не на средний. Пока же на этом налоге могут работать как молодые фирмы, у которых за душой ничего нет, так и уже несколько лет действующие предприятия с большими оборотами. Как всех подогнать под усредненную ставку? Понятно, что для сильного она будет "легкой", а для малого бизнеса - тяжелым бременем. Получается, что единым налогом мы создаем нездоровую налоговую конкуренцию.

- Многие бизнесмены считают, что если снизить ставки налогов, это приведет к увеличению количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а следовательно и к росту налоговых поступлений...

- Я бы не взялся оспаривать этот тезис. Вопрос в том, до какой планки снижать налоговые ставки. При принятии новой редакции краевого закона о едином налоге на вмененный доход мы долго обсуждали этот вопрос с предпринимателями, учитывая их точку зрения. Но есть еще и экономическая целесообразность установления тех или иных ставок. И у меня язык уже не повернется сказать, что 15%, установленные на федеральном уровне, - это большая ставка.

- Не считаете ли вы, что малый бизнес в первую очередь нужно рассматривать не как объект налогообложения, а как сферу, дающую новые рабочие места, с появлением которых увеличиваются сборы подоходного налога в местный бюджет?

- Безусловно, одна из социальных задач малого бизнеса - это создание рабочих мест. Но когда мы принимали бюджет на 2003 год, неоднократно подчеркивалось, что малый бизнес сегодня официально показывает одну из самых низких заработных плат. Отменяя единый социальный налог для тех, кто работает на едином налоге на вмененный доход и на упрощенной системе налогообложения, формально малый бизнес подталкивают к легализации зарплаты.

- Как скажется на местных предприятиях отмена с 2004 года налога с продаж?

- Ключевые решения в последнее время принимаются не регионами. Основной регулятор в области налогообложения - это федеральный законодатель. Он продекларировал, что отменяется налог с продаж. А теперь занимается поиском источников, которые должны компенсировать потери бюджетов субъектов Федерации. Предполагается, что на следующий год нам отдадут все 100% акцизов на нефтепродукты. Насколько я знаю, будут опять увеличены имущественные налоги для физических лиц. Не надо забывать и о том, что с отменой налога с продаж возвращаются местные налоги и сборы. На сегодняшний день их перечень состоит примерно из 20 пунктов. Вероятно, он будет сокращен. Планируют отменить один из самых крупных сборов - за уборку территории. Однако останется сбор за право торговли, ряд целевых сборов. Но налог с продаж пока в любом случае намного выше абсолютной величины всех местных налогов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость