Экономика

Вступил в действие новый Арбитражно-процессуальный кодекс

С 1 сентября Россия живет по новому Арбитражно-процессуальному кодексу. Этот документ, по мнению специалистов, существенно увеличит нагрузку на арбитражные суды. Мы же попробуем разобраться в том, как скажется новый кодекс на частных предпринимателях и юридических лицах.

Судьи в роли стенографистов

Наверное, меньше всех могут быть довольны новым кодексом судьи арбитражного суда. Работы у них прибавится ощутимо. Начнем с того, что у арбитража появилось сразу несколько новых категорий дел, которые ранее рассматривались в общегражданских судах. Нет, арбитражный суд по-прежнему будет рассматривать экономические споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако круг подведомственности таких дел арбитражным судам (соответствующая глава вступила в действие раньше всего остального кодекса, в середине августа) расширился. Вот только два наиболее характерных примера. Во-первых, к арбитражу перешли споры между участниками (читай - учредителями) хозяйственных обществ и товариществ и учредителей с самим обществом. Это споры о признании недействительными собраний обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, споры, связанные с выделением долей, с продажей акций и т.д.

Во-вторых, к арбитражу переходят все споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлиц. Категория эта весьма серьезная, что можно подтвердить только одним примером. Не секрет, что с 1 января 2003 года налоговые инспекции начнут подавать иски с требованием ликвидировать юридические лица, не прошедшие госрегистрацию. Налоговики говорят как минимум о 15-18 тысячах таких юридических лиц в крае. И заниматься их ликвидацией по новому кодексу придется именно арбитражу.

Впрочем, не только расширение круга рассматриваемых дел может больно ударить по судьям. Осложняется и сам арбитражный процесс, который, по сути, приравняли к процессам в судах общей юрисдикции. Теперь в арбитраже будут вести протокол судебного заседания. Конечно, он был и раньше, но в нем фиксировался только состав лиц, участвующих в деле, и заявленные ходатайства сторон. А теперь там будет содержаться весь ход процесса. "Для практикующих юристов и защищаемых ими предпринимателей это только плюс, - говорит директор компании "Юридический центр" Юрий Холоденко. - А для судей это очевидно хуже, поскольку в штате судов пока нет секретарей. А если нет секретаря, то протокол должен вести помощник. Если же нет помощника, то этим придется заниматься самим судьям".

Очевидно, что все эти нововведения могут затянуть ход арбитражных процессов. И дабы смягчить ситуацию, разработчики кодекса пошли на довольно принципиальные изменения с составом арбитражного суда. С 1 сентября большинство дел должны рассматриваться судьями единолично, а не коллегиально, в составе трех человек, как это преимущественно было до сих пор. Втроем теперь слушаются дела об оспаривании нормативных актов, связанных с предпринимательской деятельностью (это также новая категория дел для арбитража), дела о банкротстве и дела, направленные на новое рассмотрение из судов кассационной инстанции. Втроем будет заседать и Высший арбитражный суд. А все остальные дела должны рассматриваться единолично, что, по идее, должно серьезно упростить работу, поскольку административная коллегия арбитражных судов была очень занята и формировать состав суда было непросто, что затягивало сроки рассмотрения дел.

Юристов вынуждают идти на ухищрения

Впрочем, у предпринимателей и в особенности у защищающих их интересы юристов также может возникнуть немало претензий к разработчикам кодекса. Например, такая вещь, как принцип состязательности сторон. В арбитражном суде обычно побеждает тот, кто аргументированнее другого докажет свои доводы. Поэтому неудивительно, что до 1 сентября стороны старались скрыть друг от друга свои "ходы", чтобы противник не успел к ним подготовиться. Таков традиционный способ работы всех юристов. Однако кодекс установил, что лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Что это значит на практике? Вводится дополнительное подготовительное судебное заседание, на котором все доказательства сторон должны быть представлены друг другу. "Сейчас все юристы в сомнениях. Как быть, если доказательства будут получены уже в ходе процесса? Этого пока никто не знает", - говорит Юрий Холоденко. Очевидно и то, что введение практики предварительных заседаний так же растянет ход процесса во времени.

Некоторые сложности могут возникнуть и при рассмотрении споров с привлечением иностранного законодательства. С 1 сентября суд может возложить обязанность доказывать аутентичность этих законов на использующую их сторону. Другими словами, бизнесменам самим придется обращаться в Министерство юстиции и добывать там официальные переводы требуемых документов.

Однако наиболее широкий резонанс вызвала норма кодекса, гласящая, что интересы юридических лиц в арбитражном процессе смогут представлять их штатные юристы либо лица, имеющие статус адвокатов. В принципе, подобное требование содержалась уже в законе об адвокатуре, вступившем в силу еще минувшей весной. Но в реальную силу оно вступило только с 1 сентября. Решение вызвало довольно серьезные нарекания со стороны практикующих юристов. "Это абсолютный нонсенс, - возмущается Юрий Холоденко. - Если откинуть штатных юристов, то процентное соотношение привлеченных юристов, не являющихсся членами коллегии адвокатов, и непосредственно адвокатов выглядит как 90 к 10. Получается, что юристов просто принуждают получать адвокатский статус, но мне, например, это не нужно". Впрочем, серьезного передела рынка юридических услуг подобная норма не вызовет. Юристы уже придумали несколько способов вполне законного обхода этого требования. "Мы будем приносить в суд приказы о приеме на работу. Судьи ведь не будут подробно заниматься выяснением обстоятельств возникновения этого приказа. А трудовую книжку потребовать они не смогут, поскольку нигде не сказано, что нельзя представлять интересы юридического лица, работая по совместительству. Второй самый логичный вариант таков: в 10 часов утра я официально принимаюсь в штат, а в 13.30, после окончания суда, я уже увольняюсь. Единственный минус - юрлицам придется платить за меня единый социальный налог, но он будет просто копеечным, так что проблем, я думаю, не возникнет", - поделился Юрий Холоденко. Понятно, что норму закона, принуждающую идти на подобные ухищрения, к положительным отнести трудно. Более того, количество ходатайств с требованием не допускать к процессу защитника с противоположной стороны только увеличится.

Прокуроров подвинули

Впрочем, кодекс привнесет в жизнь предпринимателей и ряд вполне положительных нюансов. В первую очередь специалисты относят к ним два нововведения.

Во-первых, все ходатайства о наложении арестов на имущество предприятий должны быть обеспечены встречным предоставлением - векселями, другим имуществом и так далее. И если выяснится, что арест был наложен необоснованно, то возмещаться убытки пострадавшей стороне будут как раз из этого "гарантийного фонда". Ранее возможность создания подобных гарантий была, но теперь это обязательная процедура.

Во-вторых, урезаны возможности прокуроров влиять на арбитражный процесс. "До настоящего времени прокуратура лезла, в прямом смысле слова, туда, куда ей не следовало. Очень часто она защищала корпоративные интересы близких к ней юридических лиц. А прокуратура - это тот орган, который может с помощью своих средств и методов добыть нужные ей доказательства по делу, повлиять на кого-то своим авторитетом, методами и способами", - говорит Юрий Холоденко. Теперь таких возможностей у прокуроров будет поменьше. В кодексе предусмотрено право прокуратуры обращаться в суд только в том случае, если она представляет интересы лиц, в имуществе которых есть доля государства. Другие коммерческие организации она представлять не может.

Вместо эпилога

Так что вступивший два дня назад в действие новый Арбитражно-процессуальный кодекс имеет как свои достоинства, так и недостатки. Впрочем, по всей видимости, если он не повлечет за собой парализации работы арбитражных судов из-за возросшей нагрузки, то его введение многие специалисты признают шагом вперед.

Матвей ЭРГАРДТ

Справка:

В ближайшее время планируется внести изменения и в порядок рассмотрения дел апелляционными инстанциями арбитражных судов. Сегодня при каждом арбитражном суде наряду с судом первой инстанции существует своя апелляционная инстанция. Подчиняются они одному председателю суда. Предполагается упразднить апелляционные инстанции на уровне арбитражных судов и переподчинить их федеральным округам. Таким образом, в Сибирском федеральном округе окажутся две подобные инстанции. Одна останется в Тюмени, а другая, скорее всего, будет расположена в Новосибирске. С помощью этого шага планируется устранить существующую сегодня взаимосвязь судов первой и апелляционной инстанций, их корпоративность.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость