Аптечный бум
Доказательством тому, прежде всего, служит тот неожиданный всплеск роста количества аптек, находящихся в негосударственной форме собственности, свидетелем которого недавно стали все крупные города сибирского региона, в том числе и столица Алтайского края. Пик формирования и развития аптечных сетей пришелся на 1999-2000 годы, когда чуть ли ни каждый месяц в данном сегменте рынка появлялась новая точка. И сегодня места, где вам за деньги предложат средства от всевозможных недугов и болезней, по количеству уступают разве что продовольственным магазинам. Возможно, поэтому практически любой барнаулец, даже не слишком озадаченный вопросами поиска лекарств, без труда сможет назвать наиболее крупных и известных игроков местного уровня. Без сомнения, в список войдут такие сети, как "Форест", "Семейная аптека", "Губернский лекарь" (бывшая "Еврофарм") и некоторые другие.
Обилие ярких вывесок и агрессивной рекламы "частников" создает у горожан впечатление, что аптек, принадлежащих государству или муниципалитету, практически не осталось. Но это не так. По данным комитета краевой администрации по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств, в крае в настоящее время лишь менее трети объектов аптечной деятельности принадлежат частному собственнику. И хотя в городах ситуация несколько иная, тенденции в целом это не меняет. Дело в том, что не каждое учреждение, занимающееся продажей медикаментов и называющее себя аптекой, на самом деле ею является. Рассказывает Ольга Еремеева, директор сети "Семейная аптека": "С учетом четких требований, каждому объекту присваивается определенный статус - аптечный пункт, аптечный киоск или аптека. Например, в киоске кроме предметов ухода и препаратов, не требующих рецептов, нельзя ничего продавать".
Непосредственно аптеки, должны соответствовать еще более строгим критериям, предусматривающим соблюдение определенных условий хранения медикаментов, наличие необходимого метража торговых площадей, полного штата фармацевтов и провизоров, имеющих высшее образование и т. д. "Вознаграждением" становится возможность реализовывать расширенный ассортимент медикаментов, в том числе ампульных и сильнодействующих. "По-настоящему больших аптек в Барнауле немного, - считает Андрей Комяков, руководитель сети "Губернский лекарь", - ведь не у каждого есть возможность арендовать, а тем более купить несколько квартир на первом этаже, чтобы не испытывать нехватки помещений. Необходимое в таких случаях оборудование, даже местного производства, тоже выйдет недешево - тысячи полторы долларов. Плюс - затраты на лекарства". Закуп лекарственных препаратов, действительно, составляет одну из самых затратных строк бюджета любой аптеки, так как даже необходимый "минимум" медикаментов должен составлять 2-3 тысячи наименований. В среднем же, барнаульские аптекари готовы предложить любому желающему солидный ассортимент лекарств - около 8 тысяч (всего насчитывается 17 тысяч зарегистрированных препаратов).
В результате, можно сделать вывод, что открытие 2полноценной" аптеки - удовольствие весьма дорогостоящее, а потому, доступное очень немногим. Об этом, кстати, свидетельствует все та же статистика, говорящая, что две трети всех аптечных пунктов и киосков не имеют к государству никакого отношения. Именно они и "виновны" в том, что муниципальная доля выглядит на местном рынке аптек менее впечатляюще.
Чужие здесь не ходят
И все же, "аптечный бум", пусть и несколько снизив темпы, продолжается. Слово Константину Варламову, директору краевого бюро по лицензированию и акредитации фармацевтической деятельности: "Каждый месяц происходит заседание особой комиссии, где принимается решение о предоставлении нескольких лицензий, дающих право открывать объекты аптечной деятельности, новым претендентам, в том числе и предпринимательским структурам. Но для настоящего момента более характерна тенденция перехода аптечных сетей от одного собственника к другому, нежели появления новых". Интересно, что для получения заветной лицензии и государственной организации, и коммерческой придется выложить одинаковую сумму - 1 тысячу рублей, хотя государственный сектор практически не расширяется. Важно и то, что человек, желающий открыть подобное учреждение, обязательно должен быть специалистом-фармацевтом с высшим образованием. Так что, как говорится, - чужие здесь не ходят.
Думается, что выпускников медицинских вузов разных лет привлекает в данную сферу, прежде всего, вполне понятное желание применить в бизнесе полученные когда-то за институтскими партами знания. Тем более, что затраченные усилия и средства обещают с лихвой возратиться. Действительно, люди не жалеют денег на свое здоровье, и единственным препятствием на пути к выздоровлению может стать толщина кошелька. Недаром и в стране, и в Барнауле появились аптеки, позиционирующие себя как заведения в большей степени для хорошо обеспеченных слоев населения. Есть и другие причины. "Многие аптечные сети создавались сразу после августовского дефолта 1998 года, - говорит Андрей Комяков, - и на тот момент вкладывать капитал в недвижимость, причем расположенную в наиболее оживленных районах, означало в наибольшей степени обезопасить себя от подобных неприятных сюрпризов в будущем".
Издержки конкуренции
Разумеется, столь высокий уровень конкуренции, который сложился в сфере розничной торговли медикаментами, должен постоянно подстегивать владельцев сетей к разработке или взятию на вооружение оригинальных и эффективных способов привлечения покупателей. Причем касается это не только частного, но и государственного сектора. Ведь потенциальному клиенту абсолютно все равно, в какой аптеке отовариваться. Главное. чтобы его устраивал ассортимент и уровень цен. Жаль только, что эти методы не всегда бывают цивилизованными.
Безусловно, многие аптеки в борьбе за покупателя стараются не нарушать правил игры, а прилагают определенные усилия для повышения культуры обслуживания персонала, внедрения принципа индивидуального подхода и расширения ассортимента. Давно стали привычными и дополнительные услуги, которые может получить клиент, посетив ту или иную точку. Причем их характер и перечень бывает довольно впечатляющим - от бесплатных консультаций врача-терапевта, до возможности воспользоваться услугами профессионального косметолога. "Покупатель всегда сам выберет то место, где ему приятно и удобно приобретать любой товар, в том числе и медикаменты, - уверена Ольга Еремеева, - Предпочтения у каждого свои, но в любом случае выбирают широкий ассортимент, хорошее отношение персонала, уютный интерьер помещений".
Случается и по-другому. Широко распространена практика "эксклюзивных договоров" между врачами и директорами аптек, когда врач на приеме убедительно советует больному обращаться за помощью в конкретную аптеку. Понятно, что за это первый получает определенное вознаграждение. "К нам приходили с подобными предложениями не раз, - делится опытом Андрей Комяков, - но мы всегда отвечали отказом. Хотя бы потому, что это не выгодно ни в плане материальном, ни в плане возможной потери нашей доброй репутации". Довольно распространенной практикой недобросовестной борьбы с конкурентами, предлагающими лекарства по реальным, а не завышенным ценам, стало распространение мнения, что только высокая цена гарантирует соответствующее качество. Это не так, ведь стоимость препаратов складывается из нескольких составляющих. А именно, - цены, по которой происходила закупка медикаментов у поставщиков или производителей; размеров разрешенных государством торговых надбавок и т.д.
Минусы есть...
Минувший год трудно назвать благоприятным для отечественного фармпроизводителя, а следовательно и для аптечных сетей. Его начало ознаменовалось введением НДС, а конец - принятием новой системы сертификации, ужесточающей контроль за сертификацией как ввозимых из-за рубежа, так и произведенных внутри страны лекарственных препаратов. Если раньше в каждом крае и области России существовали государственные органы, осуществляющие выдачу сертификатов на местах, то теперь этим занимаются в восьми региональных центрах (ближайший к нам - в Новосибирске). На таможнях, в свою очередь, были сооружены специальные терминалы, которые после проверки сертифицируют импорт.
Сам процесс сертификации нередко вызывает задержки товара на государственных складах и может привести к перебоям в снабжении аптек. Он отчасти спровоцировал и январское повышение цен на лекарства. Сами фармацевты и провизоры высказывают недоверие данному нововведению и предрекают ему скорую отмену. И если учесть, что предыдущая система сертификации, принятая в декабре 2001-го, просуществовала всего год, подобное мнение не лишено оснований.
Не меньшим сюрпризом, чем изменнеие порядка сертификации, стал для специалистов аптечной сферы и их новый статус - торговый работник. Коррективе подверглась не только формулировка профессии, но и стоящие за ней социальные права и льготы. Отрицательнцю реакцию и недоумение людей, много лет отдавших аптечному делу под эгидой Минздрава, понять несложно. Труднее разгадать цель, которой руководствовались законодатели. "В минувшем ноябре в Москве проходил съезд фармацевтов России, собравший представителей 85 регионов страны, - вспоминает его участница Ольга Еремеева.- На нем мои коллеги возмущались таким новшествам и обратились за помощью к профсоюзам".
...но плюсов больше
При всех бесспорных достоинствах частных аптек они не смогут в ближайшем будущем претендовать на обсолютное лидерство на рынке. И дело тут не только в личных предпочтениях и толщине кошельков потребителей. Существует ряд объективных факторов, которые обеспечивают монополизм государственных и муниципальных аптек на некоторые услуги. И, в первую очередь, по обеспечению лекарствами льготников. Кроме того, только госструктуры занимаются реализацией психотропных и наркотических препаратов. К тому же, пока ни одна частная аптека не производит сама никаких микстур и капель по заказам и рецептам.
Но во-многом и государственные предприятия не могут позволить себе того. что имеет "частник". Особенно, это заметно в оформлении торговых залов и особом стиле обслуживания. Лишь независящие от лимитированных бюджетов частные аптеки в силах позволить себе применение различных систем скидок, проведение мощных рекламных компаний по продвижению новых препаратов, выполнение особых заказов клиентов, в том числе с доставкой на дом. И главное - здесь умеют ценить своих покупателей.
Сергей СЕРИКОВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале