Экономика

Зеленая миля

Ландшафтный дизайн для России услуга новая, и пока у потребителя не выработалось ее четкого понимания. Для большинства россиян это всего лишь красиво посаженая зеленая трава. Только специалисты знают, что ландшафтный дизайн - это процесс создания интерьера территории.

В Барнауле сегодня около десятка компаний предлагают услугу создания ландшафтного дизайна. Лидерами рынка чаще всего называют "Сибирский посад" и "Сибирскую усадьбу". Интересно, что конкуренции между собой представители этих компаний "не ощущают". Во-первых, из-за низкого развития самого рынка, а во-вторых, потому что обслуживают разные его сегменты. По мнению же сторонних экспертов, не причастных к бизнесу напрямую, специалисты по ландшафтному дизайну в крае вообще отсутствуют.

Специальный термин

Среди специалистов существует около 150 определений ландшафтного дизайна. Большинство из них склоняются к мнению, что это целый комплекс мероприятий по приданию земельному участку эстетической привлекательности. Как и в любом другом деле, в ландшафтном дизайне все начинается с составления проекта, в котором до мелочей прорисовываются структура будущего участка. Сюда может входить не только посадка растений, но и постройка всевозможных водоемов, беседок, статуй, а также других инженерных сооружений.

Ландшафтный дизайн – бизнес-услуга для Алтая, да и для России в целом, пока еще молодая. Первые проекты, а соответственно и специалисты, появились в начале 1990-х годов. Обусловлено это было тем, что люди, у которых появились "свободные" деньги, увидели по телевизору или за рубежом виллы иностранцев со всевозможными садами и бассейнами. Отставать от Запада они не хотели и пытались сделать на своем приусадебном участке "сады Семирамиды". Но в силу отсутствия специалистов, при наличии спроса на услугу, за эту работу брались те, кто хотя бы немного умел обращаться с растениями и имел эстетический вкус.

Первые творения российских ландшафтников практически не сохранились до наших дней. По мнению Виктора Ревякина, декана географического факультета АлтГУ, "чтобы заниматься ландшафтным дизайном необходимо знать и понимать земельное законодательство, разбираться в почвенном разнообразии, ориентироваться в растительном сообществе и многое другое". "Все это нужно чтобы понимать, что может расти в наших условиях, а что нет. И только потом начинается непосредственно ландшафтный дизайн, когда ставится главный вопрос: красиво или нет", - говорит он. По мнению специалистов, ландшафтный дизайнер должен обладать ощущением всего природного комплекса – рельефа, микроклимата, растительности, а самое главное - уметь адекватно оценивать среду, в которую он собирается поместить растение.

Вопрос погоды

На создание ландшафтов в Алтайском крае сильное влияние оказывает климат. И естественно, что в наших сибирских условиях невозможно создать такую же растительную композицию как в южных странах. Многие представители фауны просто не могут существовать в нашем климате. Но, по мнению специалистов, полноценных возможностей для создания ландшафтных композиций у нас достаточно.

"На самом деле климат у нас не такой жестокий, как кажется, и в принципе ассортимент растений очень широкий. Безусловно, есть свои особенности в нашем климате, но они не слишком сужают круг деятельности" - говорит Ольга Алешина, дизайнер компании "Сибирская усадьба". Немного отличного мнения придерживается Николай Пак, начальник отдела благоустройства компании "Сибирский посад". Он считает, что климат является определяющим фактором при создании ландшафтов в нашем регионе. "Очень обидно, что в сибирском климате не могут расти многие экзотические и красивые растения. И хотя сейчас на рынке появляются растения, привезенные из Польши и Чехии, это решает проблему лишь частично", - считает он.

Виктор Ревякин говорит, что перспективным направлением для ландшафтных дизайнеров является освоение декоративной сибирской флоры, потому что она более гармонично сочетается с нашим климатом. Такая перспектива не находит понимания со стороны самих дизайнеров. Например, Ольга Алешина говорит, что их компания пользуется в основном импортными расходными материалами. "Все растения, которые предлагает местный рынок, находятся в зачаточном состоянии, то есть они совсем маленькие и не пригодны для создания интерьеров. А все, что было более-менее подходящего размера и качества, уже выбрано", - говорит она.

Еще одним последствием климата становится то, что во время зимних месяцев ландшафтный дизайн у нас практически невозможен. Хотя, по мнению Виктора Ревякина, "зимний дизайн для нашего региона очень актуален". "И тому есть примеры. Допустим, ледовый городок на площади Сахарова", - говорит он. Сами же представители компаний считают, что "зима для ландшафтного дизайна - время создания проектов".

Неконкурентный рынок

Рынок ландшафтного дизайна в Алтайском крае, по мнению опрошенных "ВД" экспертов, находится на начальном уровне развития. Причиной такого положения дел эксперты считают то, что потребители пока не видят большой необходимости в ландшафтном дизайне. Кроме того, желающих украсить, например, фонтаном свой приусадебный участок отпугивает высокая цена. "У нас в регионе эта услуга только начинает развиваться, и люди порой просто не готовы к тому, что хороший ландшафт стоит столько же, сколько хороший дом. Пока у нас массового потребителя, идет процесс осознания необходимости ландшафтного дизайна. Хотя говорят, что в России сейчас бум ландшафтного дизайна", - высказывает мнение Ольга Алексеева. По данным участников рынка, в год на одну компанию приходится примерно 15-20 заказов на создание ландшафтного дизайна. А вот относительно цен в сравнении с соседними регионами мнения экспертов расходятся, Николай Пак считает, что стоимость данной услуги в Алтайском крае "примерно в два раза ниже, чем в соседних регионах". Ольга Алексеева, наоборот отмечает, что в Алтайском крае цены, безусловно, ниже, чем в Москве. "Но с ближайшими регионами мы находимся на одном уровне и сказать, что мы как-то отличаемся от соседей в этом плане нельзя", - считает она.

Теперь – непосредственно о ценах. Сейчас средний проект по созданию ландшафтного дизайна на территории в 15 соток, где уже есть дом, стоит примерно 1-1,5 млн. рублей. В такой дизайн будет входить создание водоема, постройка каскада, высадка уже взрослых деревьев, покрытие площади газоном, а также ряд мероприятий по благоустройству территории. Для сравнения - в Москве такой проект стоит примерно $ 5-6 тысяч за сотку.

Говоря о перспективах развития рынка все эксперты сошлись во мнении, что ландшафтный дизайн в Алтайском крае приживется. "Это видно по тому, что в последние годы количество заказов постоянно растет", - говорит Николай Пак. По мнению Виктора Ревякина в последнее время в нашем городе стало больше газонов, а это начальный этап становления ландшафтного дизайна. "Для развития рынка нужно время", - считает Ольга Алешина.

Разные мнения

Все заказы в ландшафтном дизайне можно разделить на две группы – от частных лиц и от организаций. Причем в определении доли рынка, которая принадлежит тем или иным заказам, эксперты не пришли к единому мнению.

По словам Николая Пака, частный сектор на Алтае особо не развит, потому что "люди просто не созрели и только начинают этим интересоваться. Да к тому же их сильно пугают цены на эту услугу. А на предприятиях, в последнее время вопрос имиджа выходит на первый план". Иное мнение у Ольги Алешиной: "Частный сектор у нас представлен лучше, потому что предприятия края пока не способны платить за благоустройство своих территорий".

Возможно, то, что два крупнейших игрока рынка заняли разные его сегменты, и является причиной отсутствия конкуренции. "Конкуренции мы вообще не ощущаем. Ее просто нет. Я знаю, что ландшафтным дизайном в Барнауле занимается всего две крупные компании, остальные предложения делают мелкие фирмы", - говорит Николай Пак. С ним соглашается и Ольга Алешина. Виктор Ревякин полагает, что отсутствие конкуренции на рынке вызвано тем, что в Алтайском крае просто нет профессиональных ландшафтных дизайнеров. Сами же ландшафтники полагают, что в этом деле профессионализм приходит с опытом.

Самый лучший

Для экспертов "ВД" стало большой трудностью назвать лучший проект ландшафтного дизайна, реализованный на практике в крае. Николай Пак отметил благоустройство территории Железнодорожной больницы и парка в поселке Сибирском, а Ольга Алешина сказала, что все более-менее достойные проекты, воплощенные компанией, находятся в ближнем зарубежье, а в Барнауле чаще всего приходится заниматься мелкими заказами.

Зато Виктор Ревякин смог привести достаточно примеров того, над чем стоит задуматься дизайнерам и властям. "Вот посадили у нас на Ленинском крупномеры, а верхушки у берез уже отвалились, да и елки не выживут в такой загазованности. Это говорит о том, что в эстетической и профессиональной подготовке специалистов, готовящих эти проекты существует огромный пробел", - говорит он. По мнению Виктора Семеновича, тот внешний вид, который имеет территория около здания администрации края, просто неприемлем для учреждения такого уровня. "Помимо того, что все елки здесь разной величины, так еще и рекламные щиты поставили. Это уже не в какой эстетический план не вписывается", - говорит он. Также негодование у Виктора Ревякина вызывает расположение доски почета "Ими гордится Барнаул", находящейся рядом с корпусом АлтГУ. "Я себе задаю вопрос, почему у городской администрации нет большого иконостаса, в хорошем смысле этого слова, где были бы отображены люди, которыми гордится наш город", - говорит он. Но все эти проблемы, по мнению Виктора Семеновича, должен решить новый Градостроительный кодекс, в котором прописано понятие "территориальное планирование". Смысл его заключается в том, что каждый, кто становится владельцем земельного участка должен отвечать и за ландшафтное эстетическое состояние этого кусочка земли. Посмотрим, как это будет на практике.

Рынок ландшафтного дизайна в Петербурге

Объем рынка ландшафтного дизайна в Петербурге и окрестностях составляет не менее $ 150 млн. Сюда входят услуги по озеленению, благоустройству и ландшафтной архитектуре. Рынок дает стабильный ежегодный рост порядка 30%. На нем присутствует около 200 компаний, которые выполняют работы в своей нише. При этом стабильных компаний, располагающих полной линейкой необходимых услуг, как было порядка 20, так и осталось. Кроме того, подразделения, занимающиеся благоустройством территорий и ландшафтной архитектурой, имеются в каждой крупной строительной компании.

 

Большинство участников рынка - фирмы, созданные "на один сезон". Если крупные компании берутся за масштабные проекты, то мелкие латают локальные объекты, и никто друг другу не мешает. Таких небольших фирм насчитывается более 150. Если для крупной фирмы программа-минимум - сезонный оборот $ 1 млн., то для небольших фирм достаточно набрать заказов на $ 400-500 тыс. Минимальная стоимость ландшафтного проекта составляет $ 1,2-1,5 тыс. По мере усложнения проекта всевозможными модными изысками, его стоимость может достигать $ 4-5 тыс. за сотку. Такие проекты не для фирм-однодневок. Их задача скромнее: посадить дерево, положить газон.

Фирмы, занятые на европейском рынке ландшафтной архитектуры, получают до 80% дохода уже от того, что построено, - то есть, зарабатывают на обслуживании территории. При этом, основная роль отводится личности садовника, увы, пока недостаточно востребованного в России, а если и востребованного, то "по полной программе": работа без выходных на 5-10 участках по тарифу $ 20-30 за сотку. Обслуживание некоторых объектов оценивается в сумму, превышающую $ 50 за сотку, но это, скорее, исключение, чем правило. Таким образом, по свидетельству компаний, занятых в ландшафтном бизнесе, доход от обслуживания территории составляет не более 10-15% оборота.

Источник: www.spb-info.ru

Вадим ПЬЯНКОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость