Экономика

“Звонки счастья”. Мобильные мошенники вытягивают из абонентов деньги и портят репутацию операторам сотовой связи

Этот вид мошенничества, видимо, будет процветать еще долго - пока люди будут верить различным звонкам и эсэмэскам: “Вы что-то там выиграли, переведите нам деньги и наслаждайтесь своим везением”. Способов защиты от таких махинаций только два - не обращать внимания или проверять информацию.

Налог через SMS не платят

- Ого! Да мне тут написали, что я выиграла мобильный телефон на “Русском радио”.

Знакомая, получившая на днях такое сообщение, выглядела озадаченной.

- Не звони, тебя попросят купить карту оплаты, перевести деньги, якобы заплатить налог. Денег возьмут немного, но телефона ты не увидишь. Все известные радиостанции уже заявляли, что розыгрыши призов они проводят только в прямом эфире. Ну, и налоги в нашей стране через SMS пока еще не платят.

Сообщения подобного содержания мошенники могут рассылать и от имени операторов сотовой связи. Наталья Палько, старший специалист маркетинговых коммуникаций филиала МТС в Алтайском крае, советует проверить присланную информацию в информационно-справочной службе оператора. Должно насторожить уже само предложение прислать секретный код карты оплаты в обмен на приз - операторы мобильной связи таким способом своих абонентов не поощряют.

“Развод”-перевод

В июне компания “ВымпелКом” (торговая марка “Билайн”) распространила информацию о том, что в Республике Алтай абонентам компании звонил якобы представитель оператора и сообщал, что компания переходит на другой диапазон, поэтому необходимо набрать код и подтвердить переход на другую линию. В действительности абонент переводил деньги со своего счета на другой телефонный номер.

Абонентам могут позвонить якобы от имени компании-оператора и объявить сумму долга за услуги связи, а затем сообщить номер лицевого счета, на который необходимо перевести деньги для погашения “долга”.

- При поступлении подобных звонков следует перезвонить в Центр поддержки клиентов и уточнить, есть ли у вас задолженность, - рекомендует Алена Ярославцева, специалист по связям с общественностью барнаульского филиала компании “ВымпелКом”. - Известен еще один способ обмана: вам звонят и говорят, что на ваш номер была ошибочно переведена определенная сумма. При этом просят вернуть эти деньги на номер, с которого звонят. В этом случае также обратитесь в офис оператора и попросите установить, действительно ли на ваш счет были переведены деньги.

“Партнеры” шалят

Вам приходит SMS с предложением получить приз или бесплатные минуты голосовой связи, отправив сообщение или позвонив на короткий номер. В результате со счета абонента списывается крупная сумма. Такой пример мошенничества привел Михаил Ивонин, специалист службы по связям с общественностью компании “МегаФон-Сибирь”. По его словам, в данном виде мошенничества были замечены несколько партнеров контент-провайдеров, которым были выделены короткие номера для предоставления платных услуг. В таких случаях “МегаФон-Сибирь” возмещает абоненту потраченную сумму (производится корректировка баланса), а к контент-провайдерам применяются санкции.

“Помоги ближнему”

Если вам звонят и сообщают, что у друга или родственника проблемы, которые можно разрешить посредством перевода денег, не сочтите за труд и стыд набрать известный вам номер мобильного или стационарного телефона близкого человека и проверить, все ли с ним в порядке.

- Использование абонентом карт оплаты автоматически предполагает его согласие с “Правилами осуществления платежей с использованием единых карт оплаты услуг связи “МегаФон”, - говорит Михаил Ивонин. - В частности, пункт 6.2.2. этих правил гласит: “Абонент принимает необходимые меры по исключению доступа третьих лиц к PIN-коду, размещенному на единой карте оплаты. При этом оператор не несет ответственности за убытки, возникшие у абонента (плательщика) в случае, если PIN-код стал известен третьим лицам”.

“Были ваши, стали наши”

Может ли мошенник обналичить или перевести на другой счет вытянутые у абонентов деньги? Может сделать и то, и другое. Но с определенными ограничениями. Как пояснили в “ВымпелКоме”, “Правила об оказании услуг мобильной связи” подтверждают право абонента (в том числе и мошенника) обратиться к оператору связи за возвратом денег, внесенных им в качестве аванса. Оператор обязан вернуть остаток неиспользованных денежных средств. В компании “МегаФон-Сибирь” возврат денег производится только после расторжения договора между абонентом и компанией в течение 60 дней. Остаток средств со счета могут получить также и абоненты МТС при расторжении контракта.

“МегаФон-Сибирь” пока не предоставляет своим абонентам возможности прямого перевода денежных средств с одного счета на другой. А вот мошенники, паразитирующие на “Билайне” и МТС, могут воспользоваться услугой “Мобильный перевод” и “Прямая передача”: жертва переводит деньги, а мошенник “прячет” их на других счетах. На “Билайне” в сутки он может перевести не более 300 рублей. На МТС 300 рублей - сумма одного перевода, количество же переводов может быть неограниченным, пока на счете не останется 90 рублей, и тогда услуга будет заблокирована.

Можно ли вернуть деньги?

Наталья Палько говорит, что в случаях мошенничества с картами оплаты деньги, как правило, вернуть можно. При условии, что жертва мобильного обмана сразу же обратится к специалистам одного из салонов-магазинов оператора. Здесь главное - оказаться быстрее мошенника.

Екатерина ЕРОШКИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость