Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково

В воскресенье, 1 июня, в театре музыкальной комедии не было свободных мест. Театралы собрались посмотреть пьесу Николая Коляды «Персидская сирень», в которой играют всего два актера. Но каких! Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов уже не в первый раз приезжают в Барнаул. И каждый раз зрители задаривают артистов цветами и не жалеют для них апплодисментов. В этот раз Ахеджакова играла просто великолепно — впрочем, как и всегда. История ее героини, одинокой стареющей женщины, растрогала самых бездушных зрителей.

«Персидская сирень» была написана драматургом Николаем Колядой специально для Лии Ахеджаковой по ее просьбе. В пьесе играют всего два актера, Ахеджакова и Жигалов. Сразу после премьры в 1996 году эта постановка завоевала сердца зрителей и объехала чуть ли не всю Россию. «Персидскую сирень» в исполнении Ахеджаковой и Жигалова увидели зрители Германии, США, Австралии, Финляндии, Болгарии, Польши и многих других стран мира. Невероятный успех этого спектакля побудил московскую парфюмерную фабрику «Новая заря» выпускать духи под таким названием (ранее их не было). Во многих городах страны после гастролей Ахеджаковой и Жигалова появились клубы знакомств и брачные агентства с названием «Персидская сирень».

Пьеса рассказывает о двух одиноких людях пенсионного возраста. Они двадцать пять лет жили в одном подъезде, в квартирах, которые расположены друг над другом, но никогда не встречались.

Жизнь героини не сложилась, она ни разу замужем. Но она не теряет надежды и регулярно откликается на брачные объявления. И однажды решается прийти на почту и одним глазком взглянуть на своего «избранника», который должен забрать письма из абонентского ящика.

Он тоже одинокий, несчастный человек, который даже не решается дать объявление в газету о знакомствах, а любопытства ради таскает из абонентского ящика письма соседа. Для этого он специально подобрал ключ. Открывает над паром чужие конверты, которые выбирает по запаху, плачет над жизнью и над собой, а потом осторожно их заклеивает и возвращает на место.

Герои встречаются в обед. На абонентских почтовых ящиках висит табличка: «Перерыв с часа до двух»…

Ситуация — нарочно не придумаешь. По сцене около абоненских ящиков, скамейки и столика мечутся два совершенно нелепых человека. Героиня Ахеджаковой, в смешной разноцветной юбке с воланами и сиреневой кофточке, разбита артритом, прихрамывает и иногда сильно выгибает спину. Герой Жигалова ничуть не отличается галантностью. Одет неопрятно. Сначала они осыпают друг друга вульгарными оскорблениями, но затем их разговор меняется, доходит до искренних исповедей. Просто встретились два одиночества… И, скорее всего, эта встреча больше не повторится. Он уходит со сцены прощаясь. Она вспоминает, что даже не спросила его имени, но и он не поинтересовался, как ее зовут.

Высказывание Валентина Гафта: «Лия Ахеджакова всегда играет одинаково», — в хорошем смысле оправдывает себя: зритель узнает ее такой, какой привык видеть в кино — немолодая одинокая женщина, грустная и смешная.

После спектакля нам удалось встретиться с актрисой и задать ей несколько вопросов:

— Вы уже не в первый раз приезжаете к нам с этой постановкой. Могут ли барнаульцы надеятся, что в ближайшем будущем увидят вас на нашей сцене в новой роли?

— Это ведь зависит не от меня. Но как мне кажется, «Персидская сирень» нравится зрителям. Судя по тому, как нас сегодня приняли, мы вам еще не надоели. К тому же пьеса не требует больших затрат для перевозок. Не надо везти много декораций, костюмов… («Персидская сирень» — антреприза в одном действии, для двух актеров. По ходу спектакля актеры не переодеваются. Лия Ахеджакова — в пестрой юбке и сереневой кофточке, Михаил Жигалов — в плаще, светлых брюках и белой рубахе.- А.Н.). Мне эта постановка близка и очень нравится. Такая пронзительная, трогает за живое. И откуда Коля (Николай Коляда, автор «Персидкой сирени» — А.Н.) это знает? Наверное по себе. Одиночество, тоска ему близки…

— Так ли вы одиноки в жизни, как на сцене?

— Моей героине 56−57 лет, она недавно вышла на пенсию. Она чем-то похожа на меня. Мне легко ее играть. Что касается одиночества, то иногда люди ищут состояния одиночества и оно спасительно, потому что нельзя все время быть в суете, все время в кабаках, толпе. Иногда это доводит людей до безумия. Слабые люди боятся одиночества. Я слабый человек. Очень трудно восстанавливаться, если почувствовала, что одинока…

— Кто вам помогает в таких ситуациях?

— Друзья. У меня много близких друзей, и не обязательно из театра.

— Скоро ваш день рождения. Как вы его будете праздновать?

— Эта моя тайна. День рожденья — это мой личный праздник. Только мой. Никакого шума.

— Журналисты мало говорят о вашей личной жизни. С чем это связано?

— Это я не говорю журналистам о своей личной жизни. В конце концов их должно интересовать мое творчество, а не моя семья.

— Согласны ли вы с утверждением, что знаменитой и популярной вас сделал Эльдар Рязанов?

— Может быть. Популярность, наверное, все-таки кино и телевидение приносят. Настоящую известность — только театр. Я в театре играю много лет. Здесь я сыграла более ответственные роли, чем в кино. Я все-таки театральная актриса.

— Нравятся ли вам фильмы Рязанова, в которых вы не снимались?

— Да. Некоторые больше, другие меньше. Этот человек точно смог подобрать мне образ у себя в кино, а это очень важно.

— Когда-то вы хотели преподавать, чтобы чему-то научить молодых, от чего-то их предостеречь…

— Вы знаете, я уже давно не хочу преподавать. Когда хотелось, не было времени, возможностей. А теперь уже в принципе не хочу. Передаю опыт той молодежи, которая играет рядом со мной.

— Не собираетесь ли вы вести какую-нибудь передачу на телевидении?

— Никогда. Потому что мне это не нужно. Я люблю театр.

— Какая ваша любимая роль в театре и в кино?

— Не могу сказать. Каждая сыгранная мной роль уже любимая.

— Были у вас такие роли, которые вы не смогли сыграть?

— Таких ролей очень много. Дело-то такое. Некоторые роли тебе никогда не дадут, потому что не подходишь для них. Другие не сможешь сыграть из-за чего-то еще. Только в антерпризе можно самой взять роль и сыграть. В театре же играю то, что скажут.

— Как часто вы гастролируете по Европе? И предлагали ли вам остаться за границей?

— Гастролирую часто, потому что много играю. А вот остаться за границей мне не предлагали никогда. Предлагают, наверное, людям другого уровня. Таким, как Спиваков, Башмет. А мне такое и в ум не приходило. Что я там буду делать с русским языком, с моей манерой говорить. Это только Набоков смог освоить английский язык, чтобы писать на нем и, пожалуй, Бродский… Нет, мое место в России.

— У вас есть увлечения помимо театра?

— Нет. Тетр — жизнь, театр — хобби.

— Как вам удается так хорошо выглядеть?

— Я не считаю, что хорошо выгляжу. Наоборот, чувствую, что очень устала и мне нужна реабилитация. Отдых.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость