Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Борис Гребенщиков: «Дороже гармонии музыки только гармония жизни»

23 сентября «Аквариум» представляет новый альбом под названием «Архангельск». Накануне премьеры Борис Гребенщиков рассказал «РГ», почему он записывал новый диск так долго — почти год: то в родном Санкт-Петербурге, то в маленькой ирландской деревушке. День презентации альбома, 23 сентября — это день осеннего равноденствия. И он выбран неслучайно, — как всегда у Гребенщикова, в этом есть своя символика. «Этот диск — новый виток развития «Аквариума», — сказал музыкант. И этот альбом словно разговор и спор с самим собой, прошлым. Ведь именно после альбома «Равноденствие», вышедшего в 1987 году, БГ заявил: «Теперь мы могли бы спокойно умереть, ибо «Аквариум» выполнил свою миссию…»

Борис Гребенщиков.
Борис Гребенщиков.
Дмитрий Лямзин

— В этот раз вы не стали торопиться с выкладыванием песен «Аквариума» в Интернете. Решили больше не поощрять «пиратов»: наверняка же знаете, что ваш бесплатный для скачивания сингл «Красная река» они с июля продают за деньги? Вам настолько не нужны наличные, а важнее репутация музыканта, который не экономит на своих фанатах?

— Три песни, вошедшие в альбом «Архангельск», выложены в Сеть (в других редакциях), а сам альбом по просьбе фирмы, выпускающей CD, будет выложен для скачивания на сайте «Аквариума» и сайте Kroogi.com 23 сентября и, как всегда, по схеме «плати, если хочешь». Собственно, так я старался делать и прежде. А про репутацию?! Она нам не важна. Нам важнее, чтобы все желающие могли слушать нашу музыку. Замечу в скобках, что — по моему мнению — слово «фанаты», наверное, к любителям музыки все-таки не относится.

— И поэтому вы даже не обращались к законодательству, чтобы бороться с пиратами, неприлично зарабатывающими на ваших песнях приличные суммы?

— Наше законодательство?! Оно даже не заслуживает обсуждения.

— В последние годы «Аквариум» построил качественную и дорогую студию. А как вы относитесь к распространенному мнению некоторых новых музыкантов о том, что тратить на студии уже бессмысленно, поскольку с нынешними технологиями можно записываться и «на кухне»?! Главное, чтобы песни были хорошие и на радио их брали?

— Мы по-прежнему записываем музыку и в нашей студии, и везде, где это нужно. Некоторых музыкантов писали в Англии и Ирландии, потому что их проще записать там, чем везти в Петербург. И в итоге работали над «Архангельском» в течение года в трех студиях: в Петербурге, Лондоне и еще в одной ирландской деревне в округе Антрим.

Понимаю, что у каждого человека свои требования к качеству записи. Я уверен, что можно записать самую гениальную песню и на кухне — как это часто и делалось. Но все-таки экономия на музыке признак дешевки в голове! Как можно экономить на самом главном? И на что тогда тратить сэкономленные деньги? Хотя вот так и выясняется, что и для кого особенно важно.

По моему твердому убеждению: дороже гармонии музыки только гармония жизни.

<…>

— У вас были песни о разных городах: «Пески Санкт-Петербурга», «Кострома Мон Амур», «Человек из Кемерова». И только о Москве, кажется, не сложилось ни одной… Чем вас так впечатлил именно Архангельск, что в честь него вы назвали целый альбом?

— Слово «Архангельск» в названии не город. Архангельск — это место, где находятся Архангелы.

<…>

— Программа нового российско-украинского тура называется «Огонь Вавилона». Что горит и как тушить?

— Что такое Вавилон, хорошо ли быть в нем рабом, что там за огонь и что с ним делать, это пусть каждый решает сам, если это ему нужно.

Песни в альбоме звучат в общей сложности около 45 минут. А концерт «Аквариума» обычно длится около двух часов. Поэтому понятно, что в туре прозвучат и старые песни. Но поскольку играть одно и то же неинтересно и неприлично, то какие именно старые песни будут, меняется от программы к программе и постоянных «фаворитов» быть не может. Да, собственно, на каждом концерте что-то меняется. И что играть, зависит от места и людей, которые пришли на концерт. Так что вклад слушателей в каждый концерт определяющий и неоценимый фактор.

— Значит, новый альбом «Аквариума» все-таки в чем-то концептуальный?

— Нет, концептуальных альбомов у нас не может быть. Концепция по определению придуманная вещь; когда ты выстраиваешь все не так, как есть, а чтобы все было в соответствии с твоей концепцией. Таким был, например, альбом Pink Floyd «Стена» (The Wall). А мы всю жизнь учимся не придумывать, а быть собой, быть естественно, не думая, а живя.

Поэтому и «Архангельск» — это реакция «Аквариума» на мир в 2011 году.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость