Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Фотофакты. Как и почему в Барнауле изменился рынок реалити-квестов

Реалити-квесты в краевой столице появились два года назад. За это время рынок значительно изменился, а в городе открылось больше 20 компаний, предоставляющих новый вид развлечений. Чтобы не потерять аудиторию, барнаульские предприниматели (на профессиональном сленге «квестоделы») вынуждены совершенствовать игровые локации и объединяться с другими компаниями для привлечения аудитории.

Реалити-квесты в Барнауле
Реалити-квесты в Барнауле
v-zaperti.ru

Мода на квесты пришла в нашу страну около трех лет назад. Тогда в разных регионах начали появляться компании, которые организовывали реалити-квесты. В отличие от компьютерных игр участниками захватывающего действия были не персонажи, а реальные люди. Один час на то, чтобы выбраться из психбольницы, сбежать из логова маньяка или разгадать загадки не хуже профессионального сыщика. Антураж игр привлек к себе широкую аудиторию, которая хотела испытать новые эмоции. В крупных городах рынок стремительно расширился, а бизнес стал приносить большую прибыль. Так, создатели первого в России квеста «Клаустрофобия» зарабатывали с нескольких площадок больше 20 млн рублей в месяц.

Вслед за мегаполисами погнался и Барнаул. Местные бизнесмены видели в новом развлечении легкий старт и быструю окупаемость. Однако в краевой столице реалити-квесты прижились не так, как планировали предприниматели.

Реалити-квесты в Барнауле
v-zaperti.ru

От комнаты к «умному дому»

Первые игры состояли из кучи кодовых замков, простых механизмов и декораций. Сегодня локации технологически оснащены куда лучше.

Сергей Токарев,
руководитель компании Knock-knock:

Это как в кинематографе. Если раньше достаточно было показать поезд, то сейчас огромные деньги уходят на спецэффекты. Но даже после этого люди, выходя из кинотеатра, могут махнуть рукой и сказать, что такое они уже видели и это неинтересно. С квестами все то же самое, но гораздо сложнее. Если два года назад из технического оснащения достаточно было нескольких кодовых замков и пары элементарных механизмов, то сегодня наши квесты представляют собой компьютерную систему. По сути, это такой «умный дом».

Чтобы удивить клиента, предпринимателям приходится тратить большие деньги на строительство локаций.

Дмитрий Дворников,
один из руководителей компании «Паранойя»:

Начинать бизнес с вложением меньше 500 тыс. рублей смысла нет. Потому что много денег нужно потратить на оборудование, обустройство помещения, и далеко не всегда удается договориться с арендодателем, чтобы он предоставил «строительные каникулы». В противном случае предпринимателю придется просто платить за аренду и не получать ни копейки прибыли.

Факт

Чтобы построить одну локацию, уходит около 2,5−4 месяцев.

В Knock-knock считают, что оптимальная сумма для открытия двух локаций — 1,5−2 млн рублей.

Михаил Меламед,
директор по развитию первого барнаульского реалити-квеста «Взаперти» :

Качественный квест не определяется количеством вложенных в него денег. Можно затратить 300 тысяч, и он будет играть лучше, чем тот, в который вложили 1 миллион. Все зависит от сценария, загадок, неожиданных фишечек и имиджа компании. При должном подходе через три месяца бизнес начнет приносить прибыль.

По его мнению, первая локация будет работать в ноль, а вторая позволит получать прибыль.

Далеко не многие идут на риск и вкладывают в бизнес огромные суммы. По словам квестоделов, большая часть предпринимателей работает по принципу «минимум вложений и максимум отдачи». Однако такой подход на рынке уже не работает.

Реалити-квесты в Барнауле
v-zaperti.ru

Нелегкий на подъем

Бизнес реалити-квестов привлек предпринимателей на первый взгляд быстрой и легкой окупаемостью. Однако на деле даже крупное вложение не всегда будет играть на руку. Многие квестоделы вынуждены буквально все время проводить на работе и каждый день вносить коррективы в сценарий, ремонтировать и дополнять локацию, пытаться привлечь новых клиентов.

Сергей Токарев,
руководитель компании Knock-knock:

Этот бизнес менее прибыльный, чем о нем думают. И окупаемость будет долгой. Она наступает не с первого и не с шестого месяца. Кроме текущих расходов в этот период появляются еще и дополнительные траты. Если владелец этого не сделает, то он рискует потерять уже вложенное.

Барнаульские предприниматели в большей мере переняли опыт работы соседних коллег: кемеровчан, новосибирцев, омичей и томичей. Однако многие вещи в краевой столице попросту не работают. К примеру, основной аудиторией реалити-квестов в сибирских городах считаются студенты. Барнаульские предприниматели признались, молодежи от 18 до 24 у них как раз меньше всего.

Марина Иванова,
руководитель реалити-квеста «Интуиция» в Барнауле:

Когда мы открывали компанию, думали, что наша аудитория — это студенты. Выходили на вузы, были спонсорами разных студенческих мероприятий, но это не помогло. Аудитория барнаульских квестов — это люди от 25 до 27 лет, те, кто более или менее встал на ноги и начал работать.

С такой же ситуацией столкнулись и в «Паранойе».

Дмитрий Дворников,
один из руководителей компании «Паранойя»:

Мы изначально рассчитывали на аудиторию от 18 до 30 лет. Но по факту реальная аудитория — это в основном школьники и взрослые от 30 до 40. Студентам, вероятно, интересны другие развлечения.

Еще одна трудность, с которой столкнулись местные бизнесмены, — сезонность бизнеса. Реалити-квесты — это преимущественно зимнее развлечение. Больше всего людей приходит с января по март. В летний период желающих поиграть практически нет. Предприниматели связывают это с тем, что летом развлечений гораздо больше. С началом учебного года аудитория постепенно начинает нарастать.

Отсюда — незначительный доход.

Дмитрий Дворников,
один из руководителей компании «Паранойя»:

В лучшем случае это не убыточный бизнес. Изначально мы думали, что проблема связана с тем, что 2 тыс. рублей для игры в команде — это достаточно крупная сумма. Но оказалось, что даже бесплатно играть не приходят. Поэтому прибыль выходит копеечная. Если зимой она будет максимальной, то с апреля по октябрь наступят месяцы выживания, когда доходы пойдут на аренду и зарплаты администраторам.

Сейчас лидером на барнаульском рынке квестов считается компания «Взаперти». Она была первой в крае и продолжает держать высокую планку. Сегодня у нее больше всех локаций, она продает франшизу в другие города. Для барнаульцев название компании на слуху, она уже имеет свой имидж. Поэтому ей проще продвигать свои услуги. Обычные способы в отношении реалити-квестов не работают.

Марина Иванова,
руководитель реалити-квеста «Интуиция» в Барнауле:

Реклама на баннерах, уличном телевидении, в торговых центрах и СМИ больше работает на имидж, чем на привлечение людей. Лучшее средство — «сарафанное радио».

Дмитрий Дворников,
один из руководителей компании «Паранойя»:

Треть города была усыпана нашими баннерами и листовками, но более-менее сработала реклама в автобусах, социальных сетях и подъездах. Сложно объяснить в тексте листовки, что такое на самом деле квест. Мы пришли к выводу, что пока человек не поиграет, он не поймет.

В Knock-knock отметили, что лучше всего привлекать людей получается, когда компания сама создает информационные поводы.

Сергей Токарев,
руководитель компании Knock-knock:

К людям необходимо подходить не через телевидение или баннеры, а на более близком уровне, к примеру, через городские праздники.

В бизнесе реалити-квестов как таковой конкуренции нет, несмотря на то что количество компаний только увеличивается. Они понимают, что аудиторию новые компании привлекут и без излишнего продвижения — люди пойдут посмотреть на новую локацию. Но задержатся ли они в этой компании?

Сергей Токарев,
руководитель компании Knock-knock:

В реалити-квестах мы с тревогой ожидаем, когда появится очередной новичок, потому что знаем, что, если он сделает свою работу плохо, это отразится на всех остальных.

Опыт показывает: если клиент впервые посетит некачественный квест, то в 90% случаев он разочаруется в этом развлечении вообще.

Михаил Меламед,
директор по развитию первого барнаульского реалити-квеста «Взаперти» :

Мы плотно общаемся с другими компаниями, потому что нам это выгодно. Когда у них ребята прошли все локации, они их отправили к нам, у нас прошли — мы отправили к ним. Такая стратегия выгодна только при условии, если у них интересные квесты. Когда это сделано на тяп-ляп, лишь бы быстрее срубить денег, это уже не прокатывает. Когда люди приходят в компании, а там предлагают открывать замки, они там поранились, испачкались и еще администратор им нагрубил — такие компании городу не нужны. Они накладывают отпечаток на всю индустрию квестов. Если появятся пять-десять компаний с качественными квестами, мы будем только рады.

Реалити-квесты в Барнауле
v-zaperti.ru

Компании открывают дверь

Стратегия совместной работы для квестов особенно выгодна в экономически нестабильное время. Предприниматели отмечают, что компании в ближайшее время начнут объединяться. Буквально на этой неделе одно из таких слияний уже произошло.

Михаил Меламед,
директор по развитию первого барнаульского реалити-квеста «Взаперти» :

Компания Knock-knock переходит под бренд «Взаперти». Речь идет не об обмене клиентами, а о слиянии компаний. У нас уже было пять локаций, плюс одну мы практически запустили, и теперь к нам присоединились две локации Knock-knock.

На данный момент такого количества площадок нет ни у кого в Барнауле.

Еще один важный момент. В локации приходится вкладывать все больше денег. Материалы становятся дороже, а квесты требуют современного технологического оснащения. Те, кто на рынке слабее, постепенно будут закрываться. Такая тенденция уже замечается в Новосибирске, где существует более 100 подобных компаний. Они стремительно сокращаются, потому что рынок оказался переполненным. В Барнауле предприниматели перенасыщения рынка не наблюдают.

Кроме этого, бизнесмены отмечают изменение самого смысла реалити-квеста. Дело в том, что большие ставки молодые компании ставят не на разгадывание загадок, а на увеличение ужасов во время игры.

Дмитрий Дворников,
один из руководителей компании «Паранойя»:

В классическом квесте нужно много думать, соображать, сопоставлять факты. Сейчас же, увы, новые компании появляются преимущественно с хоррорами, где думать нужно меньше всего. Они построены на том, чтобы напугать клиента. К сожалению, тенденция такова, что рынок сегодня все больше заточен на такие пугалки, которые не имеют отношения к квесту.

Глоссарий

Реалити-квест — аналог компьютерных игр жанра escape the room (побег из комнаты), перенесенный из онлайна в реальность. Локация — комната, обустроенная для игры в реалити-квест.

Цифра

25 компаний занимаются организацией реалити-квестов в Барнауле.

Реалити-квест в Барнауле.
vk.com/pqpqpqbarnaul

Отрывок из сценария реалити-квеста «Пиратский бунт» компании «Паранойя»

Пиратский бриг «Заплывший» бросил свой якорь у берегов Тортуги, чтобы разделить добычу после удачного рейда. Но среди экипажа поползли слухи о том, что капитан утаивает часть богатства. Вы стали подговаривать команду вручить капитану черную метку, но среди заговорщиков оказался предатель, и вас бросили за решетку. Через час капитан вернется и вздернет мятежников на рее.

За участниками закрывают решетку. Ведущий сообщает:

«Вы за решеткой в сыром и темном трюме. Вашим единственным соседом является скелет „хромого Билла“, который знал, как сбежать из тюрьмы, но его руки были слишком короткими. Время казни неумолимо приближается. Чтобы сбежать — вы должны найти подсказки в разных частях корабля, которые оставили верные вам члены команды. Они ждут вашего сигнала к бунту…»

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость