Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
3814

Костюм «Алтайской принцессы Укок» покорил Голливуд

В июле в 13-й раз прошёл ежегодный Всемирный чемпионат исполнительских видов искусств в Голливуде (World Championship of Performing Arts in Hollywood), в котором соревновались талантливые артисты из пятидесяти четырёх стран мира. Россиянка Чейнеш Байтушкина получила три золотые медали и звание абсолютного чемпиона мира, победив в номинациях «Инструменталистка оригинального жанра» и «Национальный костюм».

Полеты во сне и наяву

— Это своеобразная олимпиада для артистов, — сказал на открытии президент чемпионата Гриф О. Нейл. Более ста агентов, директоров, продюсеров и других важных персон шоу-бизнеса внимательно наблюдали за действом.

Из 30 человек российской команды во взрослой категории в финал вышли только два представителя: Анна Зайцева из Санкт-Петербурга (номинация «Оперное пение») и Чейнеш Байтушкина из Республики Алтай.

Перед поездкой Чейнеш снился сон. Перед ней появился земной шар в форме глобуса, окружённый с двух сторон океанами, через которые проложены мосты. И написано слово «кур». «Кур» — по-алтайски, мост. Она сразу подумала, что будет поездка за океан. «И поездка будет хорошей, так видела себя на белом коне в костюме „алтайской принцессы Укок“». Ей часто снятся пророческие сны, но она много не говорит об этом: сокровенное.

В апреле в Москву приезжали её земляки из Горно-Алтайска с коллекцией «Костюмы Пазырыка». Чейнеш была режиссёром показа мод. Тогда коллекция «Пазырык» получила золотую медаль престижной выставки.

— Чейнеш потом позвонила и попросила костюм «алтайской принцессы Укок» для выступления в Голливуде, — рассказывает Татьяна Бабрашева, директор Горно-Алтайского пошивочного цеха традиционной одежды «Айтана». — Но мы даже не подозревали, что у него будет такая слава.

И тишина. Как под звёздами Укока

— Во время показа костюмов кто-то просто двигался под музыку, кто-то танцевал, — рассказала редакции газеты «Маркер-Экспресс» Чейнеш. — Я прошла в тишине с трубкой в руках.

И в шумном зале в этот момент, видимо, замерли, как под звёздами Укока…

По мнению Татьяны Бабрашевой, в костюме самая интересная деталь — головной убор. Изящная шапка из кедра и навершие из бархата.

— Головной убор высокий, примерно полметра, — рассказывает Татьяна. — Но он не тяжёлый. Крепится особыми, деревянными шпильками. Другая отличительная особенность — татуировка, которая рисуется на плече.

Создавать этот костюм, как и всю пазырыкскую коллекцию, помогал археолог и историк Владимир Моносов.

В костюме «алтайской принцессы Укок» Чейнеш на чемпионате и играла на комусе.

Из интервью газете «Посткриптум»:

… Когда стояла за кулисами и слушала музыку разных народов, в которой звучали мощные звуки барабанов, саксофонов, красивые звуки флейты, скрипки, слушала, как музыканты играли с наложением живого звука на очень красивые фонограммы, подумала: «Дааа… куда я попала?!» Но вопреки каким-то эмоциям не потеряла силы духа и решила просто сделать то, что я умею. Я сжала в ладони мой миниатюрный комус и, проговорив слова благословления, вышла на сцену, где через звуки и мелодии музыкального инструмента постаралась воссоздать живую природу Алтая. Наш комус своим архаичным, древним звуком не уступал другим музыкальным инструментам. При этом у меня абсолютно не было предчувствия, что именно в номинации «Инструменталистка» я возьму не одну золотую медаль. Я не музыкант, у меня нет музыкального образования, но я ожидала победы в другой номинации — вокальной. Там я получила «бронзу». После выступления каждый член жюри чемпионата лично подходил и благодарил, что я посетила этот чемпионат искусств… Слышать такие слова для меня, конечно, было огромной честью. Многие продюсеры заинтересовались моим творчеством и в дальнейшем предложили творческие работы с выездом в США…

Птица из легенды рода Тодош

Когда Чейнеш поёт или играет, она закрывает глаза.

— Это выходит непроизвольно и не у меня одной. Я заметила, что так делают многие сказители. Как только начинаешь петь, начинается лёгкий полёт, как будто ты видишь всё сверху…

Талантливая девушка родом из Улагана. В детстве воспитывалась у своих бабушек на стойбище. С детства слушала их народные напевы, помогала шить традиционную алтайскую одежду.

На мечты о сцене её вдохновили фильм «Анна Павлова» и танец белой лебеди в исполнении великой артистки.

— Это была детская мечта, которая сегодня оперилась и улетела… — говорит она.

Позже из легенды родового тотема она узнала, что белая лебедь является прародительницей её родового тотема.

После школы Чейнеш год училась в институте культуры в Барнауле, затем окончила легендарное Щепкинское училище в Москве.

Сегодня победительница престижного конкурса живёт в Москве и пытается максимально реализовать себя в творчестве. Скоро выйдет её первая книга «Белое крыло».

Как Клеопатра и Нефертити

Чейнеш Байтушкина:

Впервые в костюме «Алтайской принцессы Укок» я выступала в 2004 году в Норвегии. Перед этим приснился сон: я в каком-то незнакомом месте, где красивая природа. Поднимаюсь на подиум, состоящий из лестниц, которые уходят всё выше и выше… Добираюсь до середины и слышу красивую музыку. Откуда? Заглядываю за штору из лёгкого белого шелка и понимаю, что эта музыка Клеопатры. Поднимаюсь ещё выше и слышу другую музыку — это, оказывается, музыка царицы Нефертити. Иду дальше и вижу музыканта, с которым я работала для поездки в Норвегию. У него седые волосы и в руках наши, алтайские инструменты. Когда я пела потом на огромной открытой площадке в костюме «Алтайской принцессы Укок», то увидела, как люди ринулись к сцене. Я поняла, что во сне была и музыка «Алтайской принцессы Укок», что она такая же знатная женщина мира, как Клеопатра, Нефертити. Надев её костюм на себя, ты соприкасаешься с чем-то, что тебя ведёт.

Я живу для того, чтобы творить. Я вообще не могу работать для того, чтобы, например, занимать какое-то кресло: я просто задохнусь тогда! Даже работа в труппе театра — это всё равно для меня какие-то рамки. Люди искусства любят свободу.

Я люблю работать с энергией, которую не видно. Это прекрасные чувства, эмоции, твоё духовное состояние в какой-то момент — ты это ловишь и создаёшь некую статичную форму, но живую при этом. Твоё состояние запечатлевается, например, в форме стиха, рисунка или мелодии, и всё это создаётся из иллюзий, которые нельзя потрогать, но можно почувствовать.

Сама я спокойно отношусь к деньгам, но никогда не осуждаю тех, кто видит в них цель жизни. У каждого своя реальность. Но для себя я поняла, что деньги могут превратиться в ловушку. Когда ты начинаешь работать ради денег, становишься их рабом. Можно получить много всего материального, но пропустить ещё больше тонких вещей, которые приобретаешь не за деньги в этом мире.

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость