Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

На барнаульском рынке кинопроката грядут большие изменения

В Барнауле идут споры о том, как развивать городскую сеть муниципальных кинотеатров. Одни предлагают передать их в руки частным лицам, которые уже добились успехов в кинобизнесе, в основном, за счет проката голливудских фильмов. Другие призывают сохранить кинотеатры в собственности города и не поддаваться влиянию «чуждого нам американского образа жизни».

Одной площадки мало

В середине марта к действующим барнаульским муниципальным кинотеатрам был неожиданно подогрет интерес двумя событиями. Сначала в СМИ появилась информация, что владельцы киноконцертного развлекательного комплекса «Мир» хотят купить или взять в долгосрочную аренду кинотеатр «Первомайский». А затем в распоряжении нашей редакции оказалось письмо, которое направил мэру Барнаула Владимиру Колганову председатель комитета по культуре и туризму администрации края Анатолий Ломакин. Суть обращения краевого чиновника заключалась в том, что муниципальные кинотеатры ни в коем случае нельзя отдавать в руки частным лицам. Ломакин предлагал другой сценарий развития городской киносети. «Просим вас изучить вопрос объединения в единую структурную сеть краевого государственного учреждения культуры „Алтайкиноцентр“, кинотеатров „Первомайский“, „Искра“ и Центра российского кино имени Пырьева („Родина“) для пропаганды лучших образцов отечественного кинематографа».

После этого стало очевидным, что кинобизнес в западном понимании в нашем городе вырос до критической точки, когда одной современной площадки в лице «Мира» потребителям и бизнесменам явно недостаточно. И в этой ситуации муниципальные кинотеатры представляются весьма лакомыми кусочками.

Их оставалось только трое

Вот так неожиданно крылатое ленинское выражение о том, что «важнейшим из искусств для нас является кино», стало очень актуальным для Барнаула. Но, как признался один из чиновников, курирующих культуру в городе, «жаль, что вспоминаем мы его крайне редко». В середине 80-х годов в краевом центре работало около 15 государственных кинотеатров, в которых хорошие зарубежные и отечественные фильмы собирали полные залы. Причем билеты были доступны большинству населения.

Однако названия многих из тех, еще советских кинотеатров барнаульской детворе нынче неизвестны. «Заря» и «Алтай» давно превратились в развалины ушедшей эпохи, другим кинозалам повезло чуть больше. Сезонный кинотеатр «Лето» удивительным образом трансформировался в мебельный центр «Интерьер-Мебель». В «России» и «Юности» стали торговать джинсами и колбасой. «Спутник» был передан в распоряжение РОВД Ленинского района, «Чайка» — комитету по культуре Железнодорожного района, «Пионер» — оркестру «Сибирь», а «Луч» — художественной школе.

Таким образом, от некогда широкой городской киносети осталось только воспоминание. Наряду с «Миром», который в прошлом году был открыт после масштабной реконструкции (новыми владельцами была закуплена цифровая аппаратура, звуковая система dolby digital surround EX), любителей кино принимают сегодня только «Родина», «Первомайский» и «Искра». Небольшой зрительный зал на 50 мест сохранился в кинотеатре «Россия» и в помещении «Алтайкиноцентра» функционирует небольшой зал «Премьера». Вот, пожалуй, и все оставшиеся киноточки на карте Барнаула.

Американский стандарт

Спор вокруг оставшихся в живых муниципальных кинотеатров носит не только экономический, но еще и идеологический характер. Следует признать, что многим жителям города не нравится репертуар кинокомплекса «Мир», где в большинстве своем демонстрируются голливудские картины. Пусть и эффектные, дорогостоящие, но часто — слишком далекие от нашего менталитета и даже какие-то смешные. А вот настоящих отечественных фильмов (где, впрочем, кровавых сцен и прочих глупостей бывает не меньше) и интеллектуальных европейских картин явно не хватает. В любом случае, определять прокатную политику — право владельца кинотеатра, спор о вкусах здесь неуместен.

Киноконцертный развлекательный комплекс «Мир» за последние полгода сделал гигантский прыжок в развитии кинобизнеса. Успехи «мировцев» вызвали любопытство и желание других потенциальных инвесторов вкладывать деньги в индустрию развлечений. Владельцы «Мира» постоянно подчеркивают, что они развивают не просто киноцентр, но еще и культурную жизнь города, восстанавливают традиции семейного отдыха.

«Недавно мы открыли на первом этаже кафетерий, — рассказывает генеральный директор „Мира“ Яков Кац. — В ожидании сеанса зрители могут выпить здесь чашку кофе или чая, купить попкорн. На втором этаже работает зал игровых автоматов, бильярдная и бар. Мы хотим, чтобы в „Мир“ приходили всей семьей или компанией и проводили у нас 5−6 часов».

Летом владельцы «Мира» планируют открыть на третьем этаже кинокомплекса ресторан. Инвестиции уже сделаны, ремонтные работы начались. Идея Якова Каца заключается в том, что второй и третий этаж здания будут структурно объединены в своеобразный киноклуб «Чаплин». Недавно краевая администрация решила проводить на площадке «Мира» барнаульские дни Шукшинского кинофестиваля. Вряд ли организаторы культурного мероприятия тщательно анализировали репертуар киноконцертного комплекса. Просто другой, аналогичной по развитию инфраструктуры площадки в краевом центре нет.

Культурный подход

Оппонентами владельцам «Мира» в определенной степени выступают люди, чьи интересы и позиция тоже понятны. По их мнению, кино должно быть не просто бизнесом, но и катализатором развития национальной культуры, воспитателем и учителем. Рассказывает Ирина Шестакова, главный специалист «Алтайкиноцентра»: «Я проводила опрос среди школьников. Они хотят смотреть не только американское кино. Мы ходили на фильм Александра Рогожкина „Кукушка“, и ребята поделились со мной впечатлениями. Нашлись пять-шесть человек, которым фильм не понравился. Остальных картина потрясла глубиной режиссерского замысла, талантливой игрой актеров. Я убеждена, что настоящее киноискусство необходимо пропагандировать».

«Алтайкиноцентр» занимается приобретением копий отечественных и зарубежных кинофильмов для муниципальных кинотеатров и краевой киносети. Причем на кинорынке делаются не просто выборочные покупки. По словам Ирины Шестаковой, большое внимание уделяется промоушену фильмов. Напомним, что «Алтайкиноцентр» проводил в Барнауле фестивали российского и французского кино, фестивали фильмов-«оскароносцев».

Создательница и руководитель киноклуба «Остров» Фарида Габдраупова уверена в том, что и у интеллектуального кино есть в Барнауле множество поклонников. «Спрос на некоммерческое кино очень высокий, — эмоционально рассказывает она. — Есть своеобразный фильм Тенгиза Абуладзе „Мольба“. Это полуторачасовая черно-белая картина, где герои говорят стихами. Сплошная поэзия на экране! Но зрители не только с удовольствием посмотрели этот фильм, но еще и просили повторить его. Если муниципальные кинотеатры отдадут в пользование частным лицам, это будет преступление против морали».

Директора «Алтайкиноцентра» Юрия Жирнова справедливо беспокоит проблема сохранения собственной организации: «В крае есть специализированная структура, занимающася прокатом кинофильмов. Если муниципальные кинотеатры передадут одним и тем же лицам, то возникнет альтернативная прокатная организация. Возникает вопрос, как нам окупить расходы на российские фильмы? Средняя цена билета в кино в районах составляет 5−10 рублей, в краевом центре — в шесть раз больше. Чтобы окупить копию российского фильма, нам придется год катать его по Алтайскому краю. Этого ни одна пленка не выдержит».

Заметим, что в этом году российское правительство вновь объявило о том, что будет поднимать отечественный кинематограф. Министерство культуры РФ заявило, что будет создано около 100 новых фильмов. Деньги уже имеются. Но что это будут за фильмы, и пойдет ли на них зритель — это вопросы, пока остающиеся без ответа.

«Родину» мы не отдадим!

По нашему мнению, в дальнейшем возможны два сценария развития событий. Первый заключается в том, что муниципальные кинотеатры города все-таки передадут в долгосрочную аренду (на 15−20 лет) частным инвесторам. Они отремонтируют здания, приведут в порядок внутренние помещения и зрительные залы, купят современную аппаратуру. Даже если кинотеатры будут сосредоточены в руках одного собственника, он, при соответствующих договоренностях с властями, может проводить гибкую ценовую и демонстрационную политику, предоставляя потребителю право выбора.

Второй сценарий — создание на базе кинотеатров открытых акционерных обществ, в которых 51% акций будет принадлежать государству, а остальные 49% - частным предпринимателям. По словам Юрия Жирнова, инвесторы, готовые работать по такой схеме, непременно найдутся.

2 апреля в гостях у журналистов издательского дома «Алтапресс» побывал мэр Барнаула Владимир Колганов. На вопрос нашего корреспондента о дальнейшей судьбе муниципальных кинотеатров он ответил следующим образом: «Окончательное решение о передаче в аренду кинотеатров „Родина“, „Первомайский“ и „Луч“ еще не принято. Но все мы видим, что владельцы киноконцертного комплекса „Мир“, которые претендуют на покупку или аренду этих кинотеатров, сделали с ним. В центре города появился хороший культурный центр, который радует барнаульцев и администрацию (…) Мы бы хотели, чтобы кто-нибудь вложил деньги в кинотеатры, но люди, которые финансируют подобные проекты, они — предприниматели, а не альтруисты. Сейчас идут расчеты, что получит от такого сотрудничества город. Ясно одно, что кинотеатр „Луч“ со своим бюджетом мы не поднимем. Но и „Родину“, являющуюся Центром российского кино имени Пырьева, мы не отдадим».

Редакция будет следить за дальнейшим развитием событий.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Расскажи новость