Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
1402

Сокровища «Туриной горы»

18 апреля исполняется 15 лет «Туриной горе», предприятию, которое получило статус Народного художественного промысла России и является единственным крупным центром производства художественной керамики в Сибири.

— Когда в 1988 году мы создавали кооператив, хотелось найти проникновенное историческое название, — рассказывает директор предприятия Владимир Москвитин. Глину тогда брали на Туриной горе, что неподалеку от Барнаула.

Это красивое место с обилием певчих птиц — место древнего поселения скифов. Так и решили назвать новый кооператив.

— Но сначала было что-то вроде обычной мастерской, — вспоминает Москвитин. — Когда я затеял все это, проще было найти помещение. Тогда легко раздавались кредиты и заводы. К примеру, мне отдавали завод на пять тысяч метров. Но я выбрал по минимуму старый кирпичный. И это было верно. Надо всегда знать меру и свои возможности.

Труднее было договориться с художниками. Доказать, что появилась организация, которая могла бы продвигать их, помогать с выставками. Художники сомневались. Москвитин уговаривал снова и снова. И лед тронулся.

Первыми туриногорцами стали такие талантливейшие керамисты, как Е. Булатова, Е. Скурихин, И. Паршукова, А. Пикалова, Ю. Мингулов, В. Артемьев, В. Зубов, И. Степанова. Именно благодаря этим первопроходцам о «Туриной горе» заговорили. Они творили свой космос. Одни черпали вдохновение в символике искусства Древнего Востока, другие — в языческой культуре Древней Руси, третьи давали интерпретацию вечным библейским темам…

— В это же время шло развитие производства, — рассказывает Москвитин. — Строили помещение, закупали оборудование, привлекали новых людей.

С 1992 года начался второй этап — «показ себя». Изделия наших керамистов экспонировались на выставках Москвы, Лондона, Милана, Болерно (Швейцария) Терривьеха (Испания), в национальном музее Ирака в Багдаде. И везде ими восхищались. Но это не усыпляло керамистов. Все первые годы шла работа над формированием собственного стиля. Туриногорцы были в постоянном поиске.

— Можно было подучиться у Гжели и гнать гжель, как это сделали многие, — рассказывает директор предприятия. — Но мы этого не хотели. У нас были художники со школами Абрамцевского, Строгановского, Мухинского и других замечательных училищ. Мы хотели создать свое лицо. В конце концов отработали особую технологию росписи цветными глазурями. Она отличалась от традиционной технологии фаянса. Обжиг при температуре 1250 градусов рождает особый живописный эффект. Краски, плывут, сливаются друг с другом, и на свет появляется нечто удивительное.

Не только новая технология создала неповторимое лицо фирмы. Сегодня название «Турина гора» стало не только фирменным знаком предприятия, оно отразило стиль промысла. В изделиях все больше начинает превалировать скифская тематика. Мастера воплощают ее и в камерных скульптурных вещах, и в габаритной интерьерной и экстерьерной керамике, подчеркивая «да, скифы мы…»

Сегодня уже есть промысел «Турина гора», который узнаваем и уникален. Есть куча дипломов и медалей.

За 15 лет «Турина гора» пережила кризисы, дефолты, деноминации. За эти годы рухнули почти все предприятия художественной керамики в стране. Даже Гжель терпит кризис. В Бийске закрылся шикарный завод с шикарным оборудованием. В чем же скрывается секрет выживаемости барнаульцев? — Во всем мире керамикой занимаются только очень богатые люди, — говорит Владимир Москвитин. — К примеру, у меня в Швейцарии есть такой знакомый сеньор Дале, который делал в свое время скульптуры для Гитлера. У него вся семья керамистов. Есть свой музей, свой цех. Они занимаются керамикой в свое удовольствие. А мы вынуждены работать на рынке, который сегодня завален китайской, московской керамикой. Мы учитываем требования рынка и в основном занижаем расценки. Выжили мы и потому, что создали свое лицо. Художников-керамистов, работавших все эти годы в «Туриной горе», я бы назвал героями нашего времени. За 15 лет создать промысел! Это надо отказаться от дорогих машин, больших денег. Они жертвовали многим…

И может, еще помогла удача. Она ведь любит вдохновение, а у них оно было.

Сегодня, честно сказать, нам довольно сложно, — признался Владимир. — Мы хотим взять кредит, чтобы открыть современную линию, выпускать дешевые изделия. Я всегда задаю себе вопрос: Почему у всех китайских товаров, в том числе и очень качественных, цены до смешного низкие? Я уже связывался с китайскими фирмами и хочу изучить китайскую керамику. Это вовсе не значит, что мы переключимся на кич. Просто вместе с уникальными изделиями мы будем делать оригинальный качественный дешевый ширпотреб. Это позволит выжить. Терять то, что создали, нельзя. Это было бы предательством огромного труда и всех исканий. Хочется, чтобы это понимали и власти. Сегодня мы готовы сотрудничать с каким-нибудь крупным предприятием. Естественно, не безвозмездно. Рынок диктует свою динамику.

«Турина гора» всегда в динамике. Так, сейчас в магазине-салоне открылась галерея, которая воплощает синтез керамики, живописи, графики. Недавно здесь прошел цикл выставок «Пазырык — письмо из прошлого» с участием таких художников, как Л. Пастушкова и С. Дыков. Тут же в зале выставляются и керамические изделия. Когда попадаешь в пространство этой маленькой галереи, затихает шум цивилизации. Образы древности как бы выплывают из тумана глубины веков. Вспоминается эпиграф Стругацких: «Пришли звери и сели у двери…» И огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей, и золотой орел небесный…

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость