Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Тайна оратора

С голосами политиков и артистов надо работать, как с инструментом.

- Красивый, густой, немного с хрипотцой мужской бас завораживает, - говорит Татьяна Кулинкина, преподаватель техники речи из Алтайского госуниверситета. - Но сегодня такой голос - редкость.

Специалистов, подобных Татьяне Юрьевне, в России всего 300-400 человек, из них всего лишь семь - в Алтайском крае. Они занимаются изучением, исправлением речевых дефектов, постановкой голоса, дикцией.

Даже на экране телевидения мы слышим раздражающие интонации. Зато когда человек говорит безупречно, ухо воспринимает это как должное. Поэтому над речью надо постоянно работать. Техника речи - это освобождение природного голоса человека. Однако даже с отличным педагогом не запоешь голосом Шаляпина. Освобождается индивидуальный голос. И сила, и дикция, и тембр, и ритм, и уверенность - с этим работает педагог по сценической речи.

- Какие телеведущие заслуживают вашей высокой оценки?

- Мне очень нравится Соловьев, Сорокина, Нагиев. Все они обладают шармом. Отлично работают Тина Канделаки, Татьяна Толстая.

Вообще любая ошибка на экране - это неуважение к аудитории. Если оценивать местное телевидение, то за последние два года наши новости действительно по профессионализму почти не уступают центральным новостийным передачам. Сюжеты ГТРК "Алтай" отправляют в Москву и пускают в эфир без изменений.

- Например, Сванидзе совершенно не владеет никакой техникой речи, но заставляет себя слушать.

- Это должна быть слишком незаурядная личность, чтобы ее слушали и понимали. Раньше мы ловили каждое дребезжащее слово Сахарова, но для этого нужно быть самим Сахаровым. Возьмем современного телеведущего. Это же нахал, который врывается в наш дом. А чтобы его не "выгнали" нажатием кнопки на пульте, ему необходимо быть понятным и интересным, доброжелательным и вежливым, и главное - грамотным. Я не раз попадала под влияние человека только из-за его ораторских способностей. К примеру, могу постоянно слушать Табакова. - Вы бы порекомендовали и политикам брать уроки актерского мастерства?

- Политическая деятельность требует подготовки. Она стала публичной за последние 10 лет. А чтобы выступать на радио, на телевидении или просто на трибуне, требуются навыки. Надо уметь убеждать людей, удерживать внимание - нужна разговорная речь. Для достижения этого политики обращаются к специалистам. Человек, который не способен слышать себя и окружающих, не способен учиться. Раз не способен учиться, значит, не способен руководить. А учиться мы должны постоянно.

К примеру, Борис Ельцин имел команду специалистов, однако упорно читал по бумажке и считал, что со стороны речь выглядит искренней. Сейчас своей речью занимаются не только кандидаты в депутаты, но и бизнесмены, руководители предприятий. Взрослые серьезные люди выполняют дыхательную гимнастику и послушно повторяют: "Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала да не выболтала".

- Речевые навыки политика существенно влияют на его карьеру?

- Безусловно. Сегодня что не политик, то повод для пародий. Жванецкому и Задорнову много материала для работы. Речь характеризует образованность человека, интеллект, темперамент, характер. Например, глава края Александр Суриков не суетлив, взвешивает каждое слово, уверен. Он не раздражает слух, однако он эмоционально равнодушен. Хорошо говорит Чубайс, Рыжков, доброжелателен был Владимир Баварин. Явлинский просто гудит. Жириновский, например, заставляет себя слушать. Хотя совсем не важно, о чем он говорит, у него своя харизма. Если бы так говорил Зюганов, его рейтинг, безусловно, поднялся бы.

В манере политика важна убедительность, грамотность и доброжелательность. Когда политики шамкают, визжат, свистят, чавкают - это раздражает. Задача специалистов по технике речи - помочь политикам раскрыть себя, освободиться от зажатости. Многие не понимают, что они общаются не с камерой или журналистом, а с многомиллионной аудиторией.

- Вы работали со студентами разных специальностей. Насколько востребованны для них оказались навыки техники речи?

- Мои студенты играют на сцене, некоторые работают на телевидении и радио, а кто-то стал педагогом. Как, например, выпускницы Катерина Шаболина, доцент кафедры сценической речи Алтайского института культуры, или Марина Шелевер, тоже доцент. Среди журналистов моими воспитанниками считаю Наталью Сычеву с телевидения, Инну Ерохину, Галину Замятину с радио "Столица". Я считаю, что даже в разговоре с товарищем умение правильно поставить ударение, применить нужную интонацию, сказать красиво фразу завораживает.

- Без преподавателя человек не сможет красиво и правильно заговорить?

- Сможет, если с раннего детства в нем не подавляли ораторские способности. Ребенок поет и кричит, читает вслух книги, в школе выступает у доски, тренирует голосовые связки, работает на аудиторию. Для публичного человека голос - это его инструмент, который можно постоянно совершенствовать. Именно педагог поможет верно определить методы работы с речью, учитывая индивидуальные особенности. Самому небезопасно заниматься постановкой голоса.

- И все-таки раскройте хоть один секрет ораторского успеха.

- Основа речи - дыхание. Когда правильно дышишь и владеешь артикуляционным аппаратом, звук вибрирует внутри тебя, высвобождаясь. Он должен идти не от голосовых связок, а от диафрагмы, проявляя себя в настоящем виде, природном. Поэтому совершенно не устаешь от разговора, а наоборот наслаждаешься своим глубоким, звучным голосом. Тем самым приковываешь к себе внимание и зачаровываешь.

Ирина КЛОЧКОВА, Диана АТРОЩЕНКО.

Справка "СК"

Татьяна Кулинкина родилась в городе Ангарске Иркутской области. В детстве мечтала стать актрисой. Закончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Удэ, с третьего курса решила стать преподавателем. В 1976 году переехала в Барнаул, работала в Алтайском институте культуры, некоторое время преподавала в Гитисе, теперь является старшим преподавателем речевой культуры в Алтайском госуниверситете. Член Российской лаборатории речевиков.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии