Ученые обнаружили причину появления синдрома Дауна

Появление лишней копии 21-й хромосомы резко ускоряет старение будущих нервных клеток у зародыша - выяснили биологи. Это может объяснять задержку умственного развития при синдроме Дауна, пишет "ТАСС" со ссылкой на научный журнал Cell Stem Cell.

Медицина. Пробирки.
CCO.

Синдром Дауна – это генетическая патология, при которой в ДНК человека содержится три копии 21-й хромосомы, вместо обычных двух. В результате нарушается функционирование генов, отвечающих за формирование и работу мозга, из-за чего носители синдрома отстают от сверстников в умственном развитии.

Ученые Массачусетского технологического института задумались, как появление 47-й хромосомы влияет на формирование нервных клеток на первых стадиях развития зародыша. Исследователи вырастили "заготовки" нейронов из стволовых клеток здоровых людей и носителей синдрома Дауна и изучили их жизнедеятельность.

При наблюдении за развитием будущих клеток мозга у носителей синдрома Дауна биологи нашли ранее неизвестную аномалию. Третья копия 21-й хромосомы в заготовках нервных клеток заметно меняло то, как ДНК "упакована" внутри их ядра.

Так менялся уровень активности генов и будущие нейроны переходили в состояние, очень похожее на то, в котором находятся престарелые клетки в организме пожилых людей. Обычно в этом режиме клетки перестают играть существенную роль в работе организма.

Ученые попробовали удалить "состарившиеся" клетки сенолитиками. Это нормализовало развитие культур заготовок нейронов и ликвидировало многие аномалии. Подобное, по мнению биологов, можно осуществлять и внутри зародышей. Возможно, это защитит детей от нарушений в работе нервной системы.