Образование

Большое и важное дело. Отклики на статью "Оптимизация детства"

Редакция получила огромное количество откликов на статью "Оптимизация детства" (см. http://www.altapress.ru/11871/) о сокращении в Барнауле финансирования учреждений дополнительного образования. Большое спасибо всем, кто позвонил нам и написал. В этой подборке мы поместили самые разные, порой - противоположные мнения.

Экономить надо не на этом

Дмитрий Жоченко, выпускник барнаульской музыкальной студии "Гармония":

- Я занимался в студии шесть лет, а потом еще три года туда ходил - просто, потому что нравилось. У меня остались самые замечательные впечатления и от педагогов, и от образования. И до сих пор почти все выпускники участвуют в музыкальных фестивалях. Музыка - это жизнь, я так считаю. А в моей студии постоянно слышат упреки в свой адрес, и вопрос о сокращении ставок стоит постоянно. Я очень удивился аргументу, который приводит специалист городского комитата по образованию: "Сократили ставки, не используемые для работы с большим количеством детей". Но музыке обучать можно только индивидуально. Групповые занятия - лишь на сольфеджио. Сокращают дешевые и эффективные программы… Воспитание - это большое и очень важное дело. Экономить надо не на этом.

Напомните властям про нас

Людмила Ивановна Остробородова, председатель ТОС микрорайона "Спутник":

- Наш "Спутник" - это три трехэтажки и 600 участков. Школы нет - детей возят в город. Делать им совершенно нечего - дом и улица. Дети болтаются без дела. Мы выступали с инициативой открыть у нас филиал школы искусств, но вопрос решается настолько медленно… Если вы будете продолжать эту тему, напомните властям про нас.

Нужны не центры, а школьные кружки!

Сергей Викторович Писарев (директор парка "Лесная сказка", в прошлом - зам. главы администрации Индустриального района по социальным вопросам):

- Статья называется очень удачно: "Оптимизация детства". Но если бы мы действительно занимались оптимизацией, мы бы отдали дополнительное образование в школы. Пусть там будет много-много кружков. А так - есть два центра, которые обслуживают огромный район (Индустриальный. - Прим. ред.). Но я вас уверяю, что ни Круглова, ни Лежнева в этом не заинтересованы. Заниматься с отличниками, детьми из благополучных семей легче, чем с хулиганами-двоечниками. Но если мы хотим отвлечь детей от улицы, нам нужны именно школьные кружки. Второй вопрос: зарплата педагога дополнительного образования - три тысячи. Чтобы заработать на жизнь, педагог вынужден преподавать в шести школах и еще в клубе. О каком качестве преподавания вы говорите? Хотите оптимизировать - дайте нормальному педагогу то, что называется массовой работой. Таланты пусть выращивают музыкальные школы. Задача дополнительного образования - отвлечь детей от улицы. А с ней ДЮЦ не справляются. Для мальчишек нет ничего, потому что директора ДЮЦ не заинтересованы в развитии технического творчества и туризма. Кому покажешь судо-, авиамодели? Они не так эффектны, как ансамбли песни и пляски. А по поводу финансирования - научитесь зарабатывать! Вместо методиста, который у вас там занимается неизвестно чем, примите на работу менеджера.

Возмущает спокойствие руководителей

Алексей Клонченцев, руководитель эстрадной студи "Семь нот":

- Администрация уже давно проводит политику сокращения ставок. Это видно. Но к финансированию материально-технической базы они вообще не имеют отношения. В умных коллективах давно есть попечительский совет. Все, что зависит от администрации, - это ставки. В этой ситуации меня возмущает спокойствие руководителей детских центров. Когда сверху поступило указание сократить ставки, у меня уволилась педагог по сцене речи (из 18 часов ей оставили шесть). Я пришел к Марине Кругловой (директор детско-юношеского центра Индустриального района) - почему? Вот, отвечает, Анна Третьякова, зам по РОНО, которая занимается этими вопросами, - математик, и она не понимает, что такое индивидуальные занятия и сцена речи. Ну взяли бы и объяснили!

Для детей нет ничего. Только наркотики

Галина Васильевна Непомнящих, Рубцовск:

- У нас горсовет решил расформировать четыре класса в школе № 3, в том числе музыкальный и художественный. Это делается в связи с подушевой оплатой - в классах меньше 25 детей. А у меня в этих классах внуки - до седьмого класса там учат играть на домре, потом на гитаре. Слух был и до этого, ребятишки приходили, говорили: закроют нас. А вы понимаете, что такое Рубцовск? Для детей в нашем городе ничего нет. Зато есть наркотики, водка, преступность…

Это - важнее всего

Наталья Трушина, мать троих детей, Барнаул:

- Мы все работающие мамаши, поэтому объединяемся, по очереди водим на занятия своих детей и чужих. Вожу их в "Титан", а там сократили часы лепки и дизайна. И в Доме художественного творчества у нас студия народного танца, филиал "Росинки". Не русского, а народного. Мы боимся, что директор на пенсию уйдет - и все, сократят всех совместителей. А кто совместители? Вот сократили преподавателя классического танца - а куда народным танцам без классики? Тут главное вот что понять: обязательно наступит время, когда важнее всего будет то, чему человека научили в детстве. Ни за какие деньги потом их будет не увести ни от наркотиков, ни от опасных компаний.

Нам поют дифирамбы

Наталья Лапишина, педагог краевого Детско-юношеского центра:

- Я восемь лет работаю, и мне есть что сказать. Насколько я знаю, некоторые товарищи в нашем министерстве дифирамбы поют дополнительному образованию, а на самом деле отношение к нему не выдерживает критики. У нас есть объединение: мы занимаемся с дошкольниками иностранными языками, музыкой, хореографией. В будущем году дети, которые ходят в садик, будут заниматься у нас два часа в неделю. А сейчас - десять. И у нас тоже прошла волна сокращения часов.

Официальное мнение. "Мы стараемся, чтобы дети не пострадали"

А. В. Артемов, председатель комитета по образованию администрации г. Барнаула:

"В № 11 "СК" был опубликован журналистский материал "Оптимизация детства", посвященный проблеме сокращений в учреждениях дополнительного образования Барнаула. В публикации выражена тревога за судьбу детей, занимающихся в этих учреждениях, которые, по мысли авторов, вот-вот окажутся на улице.

В этой связи нужно возразить, что как раз детей происходящие в настоящее время процессы затрагивают в меньшей степени. Администрация города традиционно уделяет большое внимание развитию системы дополнительного образования.

В самые трудные в финансовом отношении времена она не только была сохраненапрактически без потерь, но продолжала развиваться, в то время как во многих городах России число центров детского творчества в эти годы резко сократилось.

В Барнауле же только за последние четыре года открылись две муниципальныедетско-юношеские спортивные школы, перешли в муниципальную собственность четыре летних оздоровительных лагеря, прежде бывших ведомственными, получил статус муниципального учреждения военно-спортивный клуб "Борец", военно-патриотический клуб "Память", хорошо известный горожанам как "Пост № 1", значительно упрочил свои позиции, став центром дополнительного образования детей.

47 учреждений дополнительного образования позволяют организовать досугпочти 60% школьников. Это значительно выше, чем в других городах нашего региона. В то же время трудно не заметить, что средств нашим центрам не хватает. Нуждается в обновлении их материально-техническая база, для пошива сценических костюмов, приобретения материалов для прикладного творчества, проведения массовых мероприятий и подобных целей приходится привлекать спонсорские и родительские средства. Именно недостаточностью бюджетного финансирования вызвана и сегодняшняя ситуация, которую правильнее было бы назвать не сокращением, а приведением штатных расписаний учреждений в соответствие с нормативно-правовыми актами и бюджетными ассигнованиями.

Мы достигли значительных количественных результатов, пришла пора обратить внимание на качественные показатели. В Барнауле много коллективов, пользующихся большой популярностью, приносящих детям радость творчества, а родному городу - славу. Но наряду с ними существуют творческие объединения, наполняемость групп в которых далека от плановой, нередко их посещают всего два-три ребенка. К сожалению, в нынешний период финансового дефицита мы не можем позволить себе так расточительно обходиться с бюджетными средствами и тратить их на содержание невостребованных коллективов. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования проходит инспектирование, в ходе которого выявляются и сокращаются вакантные ставки, которые вообще не использовались в образовательной деятельности. Уменьшается нагрузка педагогов, не сумевших обеспечить наполняемость групп, соответствующую нормативам. Однако мы стараемся сделать все, чтобы никак не пострадали дети. Мы не оставим без внимания ни одного ребенка и постараемся сделать все, чтобы каждому обеспечить возможность самореализации, творческого роста, создать ситуацию успеха. С абсолютной уверенностью можно заявить, что ни одно учреждение не будет закрыто.

Конечно, хотелось бы, чтобы денег было много, чтобы их хватало не только на зарплату педагогов и коммунальные услуги, но и на проведение ярких мероприятий, на оснащение учреждений современным оборудованием, на оплату поездок на всевозможные фестивали и соревнования, на изготовление красивых сценических костюмов. Однако желания приходится ограничивать в соответствии с количеством имеющихся средств. Наверное, эта ситуация знакома каждой семье, ведь все мы планируем свои расходы исходя из финансовых возможностей.

Вот и большая, многоликая, но сплоченная семья учреждений дополнительного образования, несмотря на финансовые затруднения, которые случаются, наверное, в каждом доме, будет продолжать жить и развиваться. И хочется попросить журналистов внимательно и бережно подойти к непростым процессам, происходящим сейчас в системе образования, не создавать излишнюю напряженность и ажиотаж".

Подготовила Лариса ХОМАЙКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость