Образование

Искательница приключений. Учительница истории из Поспелихи жить не может без походов и книг

Этот Новый год Александра Гончарова по традиции отметила вместе со своей подругой в Павловске. Они украсили елку в бору, открыли шампанское. Рядом горел костер. Здесь, в лесу, Александра Ивановна, учительница истории Поспелихинской средней школы, совсем не чувствовала себя одинокой…

Экстремальный маршрут

Корреспонденты “СК” вынуждены были сорвать учебный процесс в Поспелихинской школе, где преподает историю и обществоведение Александра Ивановна Гончарова. Урок истории в 6-Б закончился чуть-чуть раньше. Причем шестиклассники заныли от недовольства - они ведь так хотели дослушать урок любимой учительницы. И не просто учительницы, а обожаемого человека, заядлой туристки, которая водит детей в зимние и летние походы по Алтайскому краю, рассказывает захватывающие истории.

“Я очень люблю историю нашего края, его природу, - говорит Александра Гончарова, - и эти туристические походы помогают мне рассказывать детям то, что не вошло в школьные уроки”.

Поход на лыжах по зимней Колывани? Запросто! Это ведь еще и испытание на выносливость, товарищество. А экстремальные ситуации к тому же закаляют ребят.

“Правда, такая ситуация случилась всего один раз, - вспоминает учительница, - мы немного сбились с маршрута. Но никто из ребят не захныкал. Все решили продолжить маршрут, до остановки в любом населенном пункте, чтобы позвонить в Поспелиху, сообщить, что с нами все нормально. Риска не было никакого - продукты имелись, погода стояла нормальная. В крайнем случае, мы могли бы по своей лыжне вернуться до какого-нибудь села”.

В том походе ребята во главе с учительницей прошли на лыжах лишний день. А потом дозвонились до родителей, и за ними приехал автобус.

По мнению Александры Гончаровой, обычные походы могут забыться, а тот, с отклонением от маршрута, будут помнить все - как помогали тащить друг другу рюкзаки, как разжигали костер, экономили еду (вдруг на лыжах придется еще денек идти). И как никто не спасовал!

Героиня Жюля Верна

Как говорит Александра Ивановна, в такие сложные зимние походы редко ходят отличники. Костяк заядлых туристов составляют как раз ребята из так называемых неблагополучных семей. “Этому есть объяснение, - говорит учительница, - ведь в походах они гарантированно получат трехразовую горячую еду “с компотами”. К сожалению, некоторым моим “туристам” не приходится дома есть так плотно”.

А еще в походах юные туристы сами делают таежные бани! “Сначала некоторые ребята не хотели идти в баню, - смеется учительница, - а потом им так понравилось, что даже конструкцию усовершенствовали! Патентовать можно!”

Конечно, как преподаватель истории Александра Гончарова в таких походах старается как можно больше рассказать о родном крае, о людях, его прославивших. Но дети есть дети. Им и баек хочется послушать. Эти вечера так и называются - байки у костра. И все участники похода рассказывают, в каких переделках им удалось побывать…

“Однажды, это случилось уже в летнем походе, - вспоминает Александра Ивановна, - мы с ребятами, как обычно, собрались у костра. Была моя очередь рассказать о каком-нибудь приключении, которое со мной происходило. И я решила схитрить и проверить, читают ли дети книги. И я от своего лица стала пересказывать им роман Жюля Верна “Потерпевшие кораблекрушение”. Я им в красках рассказала, как мы потерпели кораблекрушение, как закончилась еда и мы стали бросать жребий - кого съесть, и что жребий пал на меня. А потом, с плота, я зачерпнула воду, она была пресной - значит, рядом земля, наша команда спасена! И вдруг возле этого костра, вернувшись к реальности, я поймала себя на мысли, что ребята все принимают за чистую монету! Верят мне! И мне стало страшно. Ведь в подростковом возрасте все читают Жюля Верна, его романы и рассказы о приключениях. А здесь я столкнулась с тем, что всемирно известные и интересные произведения для ребятишек из похода неведомы…”

Александра Ивановна тогда до конца пересказала роман, а утром решила раскрыть детям правду, что эти захватывающие дух приключения случились не с ней, а с героями известного писателя. Перед тем как лечь спать, она услышала, как в одной из палаток мальчишка сказал: “Что-то мне эта история знакома”. Но на него зашикали другие пацаны: “Ты что? Это ведь все случилось с нашей учительницей. Она где только не была”.

Почти всю ночь не спала Александра Ивановна от мысли, что современные дети почти не читают книг. А утром собрала ребят и сказала: “Я вчера вечером пересказала вам роман известного писателя Жюля Верна. На его счету очень много захватывающих приключенческих произведений, которые, я уверена, обязательно вам понравятся. Для этого необходимо всего лишь читать книги. Ведь вы тоже любите приключения, раз ходите в походы”.

По убеждению Александры Гончаровой, если даже один юный турист, вернувшись из того похода, прочитал Жюля Верна, уже хорошо. “Я вот сегодня девятиклассникам рассказывала об истории Италии, - объясняет учительница, - о борьбе народа за свободу. И спросила ребят, читали ли они роман “Овод”. В ответ - тишина. Тогда я сказала ребятам, что этот роман не про революцию, а про верность, любовь. Смотрю, человека три записали автора и название произведения. И это уже хорошо. Значит, скоро пойдут в библиотеку. Значит, есть надежда, что книги они будут читать”.

Лучшая библиотека в крае

Такое трепетное отношение Александры Гончаровой к “процессу чтения” не случайно. Семейная библиотека Гончаровых дважды побеждала в краевом конкурсе в номинации “Лучшая библиотека”. Она насчитывала 14000 книг!

“Мой папа был заядлым книголюбом, - рассказывает Александра Ивановна, - он тоже по образованию историк (наверное, именно по его стопам я и пошла на исторический факультет), всю жизнь собирал книги”. (Позже мы узнали, что отец Александры Ивановны стал основоположником библиотеки АлтГУ - он подарил университету свои книги. А недавно Александра Ивановна отвезла 18 ящиков с книгами в поспелихинскую районную библиотеку и шесть коробок с собраниями сочинений великих педагогов - в рубцовскую. - Прим. авт.).

“Сейчас ведь в библиотеках катастрофически не хватает денег, - объясняет Александра Гончарова, - а мне куда столько? Ведь все уже прочитала. Пусть теперь читают другие”.

Отец Александры умер два года назад, в возрасте 98 лет. А в 2005 году, в честь 100-летия со дня рождения отца, Александра Гончарова учредила “Книжную премию” для жителей Поспелихинского района. В этой премии всего две номинации под одним названием - “Самый лучший читатель”. Награждаются, книгами, конечно, два человека - взрослого и детского возрастов. И эта премия будет вручаться из года в год.

Всю жизнь с людьми и… одна

Александра Ивановна говорит, что ей очень повезло в жизни - она всегда с детьми. Хотя своих, к сожалению, нет. Как нет и мужа.

“Наверное, вы искали жениха, похожего на папу?” - спрашиваю. “И это тоже причина, - вздыхает учительница. - Моя мама умерла, когда мне было 18 лет. И получилось так, что я заняла место мамы в доме - готовила обеды, стирала, проверяла уроки у младшего брата, иногда вместо папы ходила в школу на родительские собрания. Не до себя было”.

По этой причине Александра Ивановна училась на заочном отделении - сама совсем юная, воспитывала младших. А когда появились женихи, отец устраивал им тщательный “отбор”.

“Последний жених был у меня в 33 года, - говорит Александра Ивановна, - все, думаю, буду знакомить с папой. А потом все же сделала выбор не в пользу жениха. Но я одинокой или старой девой себя не считаю, хотя и боюсь оставаться в четырех стенах. Может быть, поэтому так люблю походы и путешествия. И мне есть о ком заботиться. Сейчас ухаживаю за старшей сестрой. Она больна. И вот… школьники, которых, как ни крути, но я стараюсь воспитывать”.

А школьники и рады за Александрой Гончаровой бегать “табунами”, “охотиться” в лесу на мамонта, а летом уезжать в археологические экспедиции - узнавать историю края уже на другом, научном, так сказать, уровне.

“Для меня археологические экспедиции, - говорит Александра Ивановна, - настоящая радость. Не зря ведь я историк по образованию”.

А еще у Александры Гончаровой есть мечта - побывать в долине гейзеров. Но какое желание она загадывала в новогоднюю ночь в лесу, мы почему-то спрашивать не стали…

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter